Это – наша обязанность перед потомками
Все дальше от нас события Великой Отечественной войны, и все меньше живых свидетелей тех времен. К сожалению, сегодня живущих фронтовиков и работников тыла остались считанные единицы. Поэтому все чаще мы обращаемся за свидетельствами о тех тяжелых годах к потомкам победителей.
Однако и дети ветеранов войны не всегда в точности знают боевую биографию своего отца или матери. Все потому, что прошедшие через огонь войны не любили вспоминать о ней. Таким был и Сергей Каленикович Яворский, фронтовую биографию которого его дочь, Любовь Сергеевна Шестакова, узнала буквально несколько месяцев назад.
Причин, чтобы не допытываться у отца, как он воевал и за что получил свои боевые награды, у Любови Сергеевны было несколько: во-первых, как уже упоминалось, Сергей Каленикович наотрез отказывался рассказывать о пережитом; во-вторых, дети видели, как больно давались ему любые напоминания о войне; и в-третьих, охоту приставать к отцу или к другим ветеранам с просьбами о воспоминаниях у Любови Сергеевны отбил один неприятный случай.
– Когда я работала директором Дома пионеров, постоянно проводила встречи с участниками войны. И был там один, который вроде бы воевал, был партизаном и хоронил пионера-героя Марата Казея. Во всяком случае, он охотно об этом рассказывал и не менее охотно откликался на приглашения. И я с ним, что называется, «носилась», пока вдруг его не осудили: оказывается, он попросту присвоил себе чужую биографию… И я подумала, что не стоит трогать тех, кто не хочет «выпячиваться», не стремится, чтобы все о них узнали. И так было до последнего времени, но вдруг я осознала, что мне нужно восстановить воинскую память отца, хотя бы ради своих троих внуков….
Любовь Сергеевна начала поиски – обращалась в Мендыкаринский военкомат, откуда призвали Сергея Яворского, в Костанайский – сюда он вернулся после войны. Отовсюду получала ответ: не знаем, не значится. Обратилась к руководителю Совета ветеранов Мендыкаринского района, которая поначалу тоже не смогла порадовать, но потом через официальный запрос все-таки нашла информацию, что такой-то, такого-то года рождения, был призван и т.д.
– Папа был трактористом, когда его призвали, отправили в Челябинск, а потом сразу определили в танкисты. О том, где именно он служил, можно определить по информации о его наградах, которую я нашла на сайте «Подвиг народа». Папа имел орден Красной звезды, медали «За отвагу», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Там же я нашла выписку из наградного листа к ордену, из которого мы узнали, что он был командиром транспортного отделения 3 танкового батальона 40-ой гвардейской танковой Чертковской ордена Ленина Краснознаменной орденов Суворова, Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригады.
Выписка из наградного листа гласит: «Участвуя в боях с немецкими захватчиками, тов. Яворский показал себя смелым, способным и мужественным бойцом.
В период боевых действий батальона всегда находился с боевыми порядками батальона. Исполняя должность командира транспортного отдела, тов. Яворский неоднократно в трудной боевой обстановке ремонтировал вышедшие из строя колесные машины, используя подручные средства, благодаря чему машины быстро возвращались в строй и снабжали боевые экипажи всем необходимым…
За проявленное мужество, отвагу и заботу ДОСТОИН награждения орденом «Красная звезда»…»
Однако это не все, что не рассказывал Сергей Каленикович своим пятерым детям. Любовь Сергеевна знает, что вернулся он с войны в 1947 году, и после окончания боевых действий оставался в Германии. О том периоде также отзывался скупо – дескать, работали, помогали восстанавливать разрушенное. Но не так давно Любовь Сергеевна узнала о Параде союзников, проходившем в Берлине.
Об этом параде сегодня практически никто ничего не знает. Состоялся он 7 сентября 1945 года, через пять дней после капитуляции Японии. В нем приняли участие военнослужащие стран-союзников – СССР, Великобритании, США и Франции. Это историческое событие достойно отдельного рассказа, поэтому мы вернемся к нашим героям.
– Когда я узнала об этом параде, сопоставила все данные об отце – я поняла – папа точно был участником этого парада! А ведь это поистине уникальный факт! Поэтому сегодня мне хотелось бы, чтобы не только мои дети и внуки узнали больше о своем деде и прадеде, но и наши земляки, ведь я убеждена, что папа это заслужил, – Любовь Сергеевна волнуется, бережно доставая военные фотографии Сергея Яворского.
На снимках – красивый, статный молодой мужчина в военной форме. К слову, Любовь Сергеевна обронила, что вроде как предки его – из казаков, и может быть, поэтому до последних дней отец сохранял стать и настоящую воинскую выправку.
– Был сильным, никогда не жаловался, не болел. Поэтому мы, будучи детьми, не могли понять, почему на праздник 9 Мая, когда все вокруг пляшут и поют, он вставал из-за стола, уходил в огород, обнимал яблоню и плакал… Сегодня мы понимаем, что ему пришлось пережить и что он видел. Папа особо вспоминал Прохоровку и Курскую дугу. Уже будучи взрослой, руководителем Дома пионеров и организовывая встречи с ветеранами, попросила и его принять в них участие. А он сказал мне так: – Доченька, никогда. Я о войне вспоминать просто так не могу, не выдержу. А выглядеть плаксивым человеком я себе не позволю…
Уже много позже, когда Любовь Сергеевна работала руководителем отдела культуры в Кустанайском районе, она все-таки уговорила Сергея Калениковича прийти на встречу ветеранов. Он пришел – белая рубашка, черный костюм и никаких наград, только планки.
После возвращения с фронта Яворского сразу отправили на курсы директоров, все-таки человек грамотный, до войны окончил 7 классов школы – это было хорошее по тем временам образование. Впоследствии возглавлял РАБКООП Затобольска, трудился завскладом автоколонны 2579. И вот был такой случай – в отделении РАБКООПа работал некто Шпак, по возрасту моложе, войны не видевший. И однажды на посиделках, подвыпив, этот сытый, довольный жизнью и собой умник, развалившись на стуле, начал в присутствии Сергея Калениковича рассуждать – дескать, да зачем вы воевали, мы бы сейчас баварское пили…
– Папа встал и запустил стулом в этого, так сказать, человека. Хорошо, что не попал, иначе его засудили бы. Он тогда пришел домой и долго переживал, возмущался – до чего мы доживем с такими рассуждениями?! Вот и поэтому мы должны передавать своим детям, внукам, правнукам правду о той войне, чтобы они понимали, ради чего воевали наши отцы, как далась им эта победа и что положили они на ее алтарь.
При этом не стоит забывать и о тех, кто приближал победу в тылу. Любовь Сергеевна с гордостью рассказывает о своей маме, Вере Афанасьевне, которая 19-летней девчонкой трудилась на заводе № 507а (Клинский комбинат вискозного волокна, эвакуирован в Кустанай в 1941 году, выпускал порох – прим. авт.), и в рюкзачке возила порох в Москву в лабораторию.
– Рассказывала она нам об этом как о пустяковом, обычном деле. И как-то на 9 Мая пришли к нам поздравлять отца, и среди поздравляющих был Арнольд Владимирович Бергер, на тот момент депутат Верховного Совета. И мама говорит – Арнольд, может, и меня можно поздравить с этим праздником? И выносит листок бумаги, на которой красивым почерком вроде как тушью написано, что она трудилась на заводе, добросовестно выполняла работу, все это заверено печатью и подписью. Арнольд Владимирович глянул: – Вера Афанасьевна, так Вы ведь тыловичка!
Забрал эту бумагу и потом привез маме удостоверение работника тыла. Любовь Сергеевна отмечает, что мама воспитала их, детей, в глубоком уважении к отцу как главе семьи. Видимо, это отношение передалось и внукам, и правнукам. С волнением вспоминает случай, когда несколько лет назад с внуком Богданом ходили на 9 мая на праздничные мероприятия.
– Ему было лет 5-6. Идем мы с ним, и встретили Жолбарыса Баязитовича Баязитова (известный в области журналист, акын, деятель культуры – авт.). Ну он к внуку, и между делом спрашивает – а ты хоть стих выучил к празднику Победы? На что Богдан неожиданно для меня стал декламировать:
– Была война, и гибли люди,
и шел за Родину солдат.
Он воевал и был он храбрым
И бил фашистов всех подряд!
И так дошел он до Берлина,
Четыре года воевал,
Чтоб я о бабушкином папе
Вам всем сегодня рассказал!
Конечно, мы растрогались, а потом мне дочь сказала, что случайно нашла этот стих и внук его выучил. И тогда я подумала – вот даже мой внук пытается хоть как-то рассказать о прадеде, а родная дочь ничего не сделала для этого. Поэтому я начала искать и нашла данные о мем папе Сергее Калениковиче Яворском, и пришла к вам с большой просьбой – опубликовать их. Это, я считаю, мой долг перед ним. И мы все, у кого есть в семьях герои, прошедшие через горнило этой страшной войны, просто обязаны передать эту память следующему поколению. Наши герои боролись за их жизнь, за их счастье, и эту правду должны знать потомки победителей, – заключила Любовь Сергеевна Шестакова, дочь героя войны.
Айжан АДЫРБАЕВА
Добавить комментарий