Государственные услуги под контролем

Государственные услуги под контролем

На недавнем выездном заседании Межведомственной рабочей группы по повышению качества оказания государственных услуг, которое проходило в здании Костанайского районного филиала партии «AMANAT», был обсужден ряд вопросов, касающихся качества и доступности государственных услуг в регионе, о предпринимаемых мерах по предоставлению мест в дошкольных учреждениях при школах Костаная и о результатах функционирования телеграмм-канала «Оңай қызмет».

Надо сказать, что модернизация госуслуг является важной частью развития сервисной модели государственного управления.

– Основные ценности – это благополучие нашего населения, получение госуслуг в качественном и оперативном формате. В связи с этим мы на постоянной основе проводим подобные мероприятия, чтобы выявлять имеющиеся проблемы, услышать предложения и пожелания от людей в отношении усовершенствования получения госуслуг. Надо сказать, что в 2023 году услугодателями Костанайского района было оказано более 104 тысяч госуслуг. Высокое количество совершенных нарушений в районе связано с бездействием должностных лиц, которые должны оперативно реагировать на обжалования. Таким образом в прошлом году было выявлено более 2,5 тысяч нарушений. Такие факты есть, с этим надо бороться и принимать жесткие меры, – открывая мероприятие, сказал руководитель Департамента Агентства РК по делам государственной службы по Костанайской области Ерлан Салыкбаев.

И один из первых вопросов, который был рассмотрен рабочей группой, касался частных детсадов, которые в этом году будут закрыты при школах города Костаная. Причина – дефицит ученических мест.

– Сегодня данная тема будируется в обществе. Понятны волнения и бизнесменов, и в первую очередь, родителей. Поэтому на сегодняшний день управлением образования Костанайской области принимаются всесторонние меры по предоставлению мест в дошкольных учреждениях воспитанникам расформирующихся детских садов, – сказал Ерлан Салыкбаев.

Как отметили в своем выступлении представители управления образования, с 2013 года в 15 организациях образования (СШ №3,4,8,9,10,11,15, 16,17,18,19,21,22,115, лицей №16) были размещены частные дошкольные организации на условиях договоров имущественного найма (аренды) с общим контингентом 1500 детей. Пятилетний срок истекает в феврале этого года, поэтому предпринимателей попросили освободить помещения учебных заведений.

И.о. руководителя управления образования области Данагуль Сюндикова пояснила присутствующим, что проблему нехватки ученических мест в костанайских школах начали поднимать уже давно: неоднократно письменно извещали учредителей об истечении сроков аренды и уведомляли о том, что необходимо до указанной в договоре даты решить вопрос с помещениями для дальнейшего размещения детей.

– На сегодняшний день только один учредитель ТОО «Aniretake 2010» вывел детский сад «Болашак» из школы № 18. Освобождаемая площадь составляет 337, 95 кв.м., 4 кабинета (3 учебных и 1 административный). Другие учредители «Үндестік» и «Ofsted» пока никаких мер не предприняли. К слову, в феврале 2024 года были внесены изменения в договоры ГЧП с «Үндестік» (школы № 4,10,15) и «Ofsted» (школы № 3,8,16,17), действие которых заканчивается 10 июня 2024 года. Одним словом, до указанной в договоре даты окончания аренды учредителям необходимо найти здание/помещение для размещения детей по госзаказу и за один месяц до изменения места расположения уведомить отдел образования. При невозможности размещения детей (не найдено здание/помещение) проинформировать об этом родителей для того, чтобы они смогли взять направление в другие дошкольные организации города, – сказала Данагуль Сюндикова.

Также она добавила, что случае, если учредитель до указанной в договоре даты окончания аренды не найдет здание/помещение, отдел образования предусматривает варианты размещения 400 детей от 2 лет (с учетом выпускников) по госзаказу в другие дошкольные организации города.

– На сегодняшний день имеется около 400 свободных мест в разных районах города, очередь от 2 до 6 лет составляет 1 283 ребенка. Кроме того, количество детей выпускных групп всех дошкольных организаций города составляет 2 330 малышей. Таким образом, в июне месяце полностью покрывается потребность в дошкольных организациях при расформировании частных садов, расположенных в помещениях школ, – заключила она.

В свою очередь заместитель руководитель Управления информатизации, оказания госуслуг и архивов Алексей Костюков добавил, что родителям необходимо будет снова подавать заявление на получение госуслуги на постановку в очередь для направления ребенка в детский сад.

– В докладе представителя Управления образования прозвучало, что, если учредитель до указанной в договоре даты окончания аренды не найдет здание/помещение, отдел образования предусматривает варианты размещения детей по госзаказу в другие дошкольные организации города, однако не поднят вопрос о порядке самого размещения. Основная проблема состоит в том, что не все частные партнеры нашли новые помещения под детские сады. Вследствие чего, родителям необходимо будет снова подавать заявление на получение госуслуги на постановку в очередь для направления ребенка в детский сад, что вызывает оправданное недовольство и возмущение родителей. Понятно, что они встанут в конец очереди и дата получения места в детском саду неизвестна, – сказал спикер.

После чего Алексей Костюков озвучил несколько вариантов путей решения проблемы.

– Первое: управлению образования необходимо направить в Министерство просвещения предложения по внесению в реестр услуги по приему документов для перевода детей между организациями дошкольного образования» по аналогии с переводом между организациями среднего образования. Второе: либо внести изменения и дополнения в Правила оказания госуслуг в сфере дошкольного образования, связанные с оказанием госуслуг путем применения исключительных мер. Так, под исключительной мерой при оказании госуслуги указана критическая ситуация (неотложная необходимость), при которой услугодателю необходимо оказание услуги в обход действующим нормативным правовым актам с целью предотвращения угрозы нарушения прав и законных интересов граждан и общества. К примеру, получение госуслуг на основе очередности – широко используемый механизм, что исключает любую возможность для незаконного предпочтения. Однако, следование указанному алгоритму исключает возможность индивидуального подхода, формируя бюрократическую модель поведения, – сказал он.

По словам Алексея Костюкова, в данной ситуации в ходе личного приема сотрудники управления и отдела образования г.Костаная убеждаются в том, что конкретные лица нуждаются в месте для ребенка в детском саду в неотложном порядке, так как их детсад неожиданно закрылся, но установленная законом очерёдность делает ресурсы по оказанию содействия гражданам невозможными.

– Такие ситуации все больше отдаляют государственный аппарат от клиентоориентированности, резко снижают уровень удовлетворенности населения качеством госуслуг. После реализации одного из указанных путей решения проблемный вопрос будет решен, – заключил он.

Кстати, напомним, в Казахстане разработали новую модель постановки детей в очередь и зачисления в дошкольные организации. Новая модель позволяет каждой семье выбрать до четырех детских садов, исходя из индивидуальных потребностей и предпочтений, а также устранит имеющиеся недостатки, такие как бумажная волокита, дублирование детей в очереди из-за разрозненности баз данных, а также необходимость «ловить» места и обращаться к посредникам.

Далее на встрече рассмотрели вопрос, касающийся повышения качества и доступности государственных услуг в Костанайском районе. Руководитель аппарата акима Костанайского района Азамат Абилов рассказал членам межведомственной комиссии о принимаемых мерах по повышению качества и доступности госуслуг в нашем регионе. По его словам, по итогам 2023 года процент оказанных электронных услуг в районе составил 97%.

– За прошлый год исполнительными органами Костанайского района оказано 124 413 государственных услуг, в том числе 871 (0,7%) через государственные органы, 2 419 (1,94%) через ЦОН, 121 123 (97,36%) через портал «Электронного Правительства» и информационные системы государственных органов. Кроме того, за нарушение сроков оказания госуслуг в период 2023 года главному специалисту сектора по работе с лицами с инвалидностью, ветеранами и безработными отдела занятости и социальных программ акимата Костанайского района было объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания. А по результатам проверки профилактического контроля Департамента Агентства РК за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей при оказании государственных услуг наложены дисциплинарные взыскания заведующей сектором по работе с лицами с инвалидностью, ветеранами и безработными отдела занятости и социальных программ акимата Костанайского района и главному специалисту, – рассказал Азамат Абилов.

В свою очередь, Ерлан Салыкбаев раскритиковал работу услугодателей в нашем районе.

– Неоспоримые цифры диктуют, что госслужащие Костанайского района должны в срочном порядке трансформироваться на сервисную модель государственного управления, так как 67 % выявленных нарушений, совершенных в прошлом году в области, приходится на Костанайский район. Если перевести в цифры, то из 3 741 нарушений более 2,5 тысяч нарушений совершенно в Костанайском районе – это не полный пакет документов предоставления госуслуг, истребования документов неустановленных стандартов, необоснованные отказы, несоблюдение графиков работы и так далее. Согласно статистике, наиболее уязвимая сфера – земельные отношения, – сказал Ерлан Салыкбаев.

Один из последних вопросов, который обсуждался на мероприятии, касался функционирования телеграмм-канала «Оңай қызмет».

– Одним из поводов для гордости является внедрение в качестве помощника данного телеграм-канала, который должен оперативно консультировать граждан по вопросам получения госуслуг. Хотелось бы отметить, что наш положительный опыт был транслирован повсеместно всей республике. Количество поступивших обращений сегодня доказывает его необходимость. За прошлый год от подписчиков поступило более 40 обращений. Однако, хочется отметить формальное отношение отдельных госорганов к запросам граждан, что обусловлено отсутствием должного контроля за работой каналов обратной связи с населением. То есть, присутствует слабое взаимодействие госорганов с получателями услуг. Так, к примеру, на сегодняшний день 25 % поступивших обращений остались без ответа. Кроме того, сохраняется недостаток, связанный с длительным ожиданием ответов на поставленные вопросы. Указанные недостатки противоречат современным тенденциям, призванным улучшать качество предоставления госуслуг и сделать их более доступными для граждан, – поделилась с присутствующими главный специалист управления государственных услуг Департамента Агентства РК по делам государственной службы по Костанайской области Алия Минкина.

В этот же день члены межведомственной рабочей группы посетили ряд объектов, среди которых Центр обслуживания населения, филиал «Карьерный центр Костанайского района» и отдел занятости и социальных программ. В ходе встречи заместитель директора Палаты предпринимателей Костанайской области Ренат Давлетпаев отметил, что в этой работе активное участие принимают представители Регионального совета Палаты предпринимателей Костанайской области и представители филиала Палаты предпринимателей Костанайского района. Он отметил, что общественный контроль качества предоставления государственных услуг – это возможность для обратной связи и оптимизации данных процессов.

– В этом направлении в Центре обслуживания предпринимателей есть такой опыт, когда весь спектр услуг бизнесу оказывается на первой линии приема. Это процесс открытый, что позволяет его постоянно совершенствовать, – поделился он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!