Дом для всех

Дом для всех

В этом году исполнилось 30 лет со дня образования Ассамблеи народа Казахстана. За три десятка лет своей истории она, как отмечают специалисты, стала стержнем казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства. И стойко все эти годы исполняет возложенную на нее миссию – сохранение межэтнической стабильности в обществе.

Так получилось, что Казахстан за последние сто лет своего существования стал родным домом для представителей 120 национальностей. В Костанайской области, по последним данным, проживает 51 этнос, среди которых казахи, русские, украинцы, немцы, белорусы, а также поляки, финны, дунгане, табасараны, кумыки и карелы. И все они вполне мирно живут под одним шаныраком.

История спецпереселенцев

1 марта в Казахстане отмечают День благодарности. Праздничная дата в календаре нашей страны появилась в 2016 году и призвана была стать выражением дружбы, милосердия и согласия между народами многонациональной страны. С тех пор в первый день весны казахстанцы благодарят друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство. Жительница Костаная Валентина Крайчинская с особым трепетом хранит историю своей семьи. В 1936 году ее дедушек и бабушек – поляков по национальности – переселили с западной части Украины на север Казахстана. Женщина и сейчас с содроганием вспоминает рассказы своих родных о том, как им удалось выжить.

– Нам есть за что благодарить нашу жизнь, нашу страну, нашу историю. Мои родители – спецпереселенцы. Их, тогда детьми, вместе с дедушками и бабушками привезли в Казахстан. Буквально в пустую степь. Каким образом они жили? Копали себе землянки, быстро это делали, так как дети были маленькие. Взрослые кооперировались по две-три семьи при строительстве землянки, а стройматериала не было, в ход шли глина и камыш, – вспоминает рассказы своих родственников Валентина Крайчинская.

Насильственное переселение народов – одна из самых трагических страниц прошлого. В Казахстан и Среднюю Азию с 1937 по 1944-ый годы с родных мест были высланы корейцы, курды, армяне, калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, турки, поляки и немцы. И всех их казахи принимали с сочувствием, помогая пережить тяжелое время на чужбине. И ведь им самим было непросто – в конце XIX и начале XX веков в Казахстан решением царского правительства переселили сотни тысяч крестьян. В итоге Костанайская область является родным домом для потомков многих поколений.

Под шаныраком

Председатель научно-экспертной группы АНК Костанайской области Денис Качеев по роду профессии знает многое про эту часть истории Казахстана. Так уж получилось, что трагический ХХ век сформировал полиэтнический состав Костанайской области в результате переселений и в царский период, репрессий и депортаций, эвакуации населения во время Великой Отечественной войны, политики по освоению целинных и залежных земель.

– На территории Костанайской области оказались представители самых разных национальностей – это и поляки, и корейцы, и немцы, и, конечно же, чеченцы и ингуши, репрессированные народы, депортированные сюда, находили помощь и кров, и тем самым составили полноцветную этническую мозаику нашего региона, укрепив и обогатив его. Сегодня уже в период суверенного Казахстана полиэтнический состав нашего общества является сильным, укрепляющим, консо-лидирующим моментом, потому что в современном мире именно полиэтническая структура общества позволяет развить личность человека, внести особые краски в общественную жизнь, сплотить всех под единым шаныраком нашего общего дома Республики Казахстан. И это очень важно, потому что исторические события, которые сформировали полиэтнический состав Костанайской области, стали на сегодня важным звеном национальной политики страны, – отметил собеседник.

По его словам, Костанайская область на данный момент является одной из самых богатых в этническом отношении регионов в Казахстане. Например, теперь в результате всех перечисленных выше исторических событий каждый четвертый представитель украинского этноса, проживающего в Республике Казахстан, и каждый третий представитель белорусского этноса живут именно в нашем регионе.

– Есть интересная особенность как раз таки в связи с переселением именно славянских народов, а также эвакуированных в годы Великой Отечественной войны учителей и педагогов, тех, кого отправляли в ссылку, к примеру, известного советского философа Михаила Михайловича Бахтина. Все это обогащало наше общество в том плане, что все интеллигенты-педагоги несли с собой правильную русскую речь. И сейчас в северных регионах Казахстана очень чистый русский язык. В этом отношении наша страна, конечно же, вообще среди постсоветских государств выгодно отличается по владению русским языком, – добавил Денис Качеев.

По мнению ученых, полиэтничность в итоге сделала Казахстан уникальным государством с многообразием традиций, обрядов, языков. И каждый из народов имеет все условия для сохранения своих национальных истоков, религий и языков.

– Конечно же, когда в обществе рядом с тобой живут представители разных культур, религий, носители разных языков, ты становишься духовно богаче. То есть наше общество обогащалось тем, что мы узнавали друг о друге, о праздниках, о кулинарных предпочтениях, о традициях и так далее. Поэтому День благодарности – это благодарность всех попавших на казахскую землю казахскому народу, благодарность наша друг другу за то, что мы живем в мире и согласии, уважаем друг друга и делимся своими культурными особенностями, – заключил Председатель научно-экспертной группы АНК Костанайской области.

Полиэтничность – не просто слово

Как отмечают костанайские историки, термин полиэтничность в Казахстане – это основа общества. Ведь сейчас в стране проживают представители свыше 120 этносов, для которых 1 марта в последние годы – не просто день.

-Действительно, этот праздник нужен. Да, новый, но он должен устояться, стать традицией. История этого праздника такова, что именно 1 марта произошло учреждение Ассамблеи народа Казахстана и сейчас наша сила в единстве. Посмотрите, сколько межнациональных конфликтов в мире, рождаются территориальные споры, затем идет искажение восприятия информации через историю. Это, конечно же, дискуссионные темы. И многие политики, пользуясь этим, играют на чувствах людей, поэтому для нашей страны важно сохранить эти моменты и объяснять их правильно, в первую очередь, детям, – подчеркивает историк Айбек Шалгимбеков.

По его мнению, в Казахстане в связи с историческими событиями была создана настоящая лаборатория народов, и потомки этих людей признаются, что Казахстан стал второй Родиной для их этносов. Миллионы людей разных национальностей живут десятилетиями под одним шаныраком, в равных условиях, что особенно важно и ценно в современном мире. И продолжают благодарить друг друга за помощь, поддержку и принятие. По мнению ученых, полиэтничность в итоге сделала Казахстан особенным, духовно богатым. Каждый из народов сохраняет свои традиции, религию и язык, но при этом живет бок о бок с другими этносами в равных условиях. И это, подчеркивают эксперты, в современном мире весьма важно.

Татьяна МОРОЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!