А была ли пломба?

А была ли пломба?

Контрольная метка на электрическом счетчике стала причиной грандиозного скандала в Костанайском районе. Более двух миллионов тенге согласно решению суда должна выплатить бывшая предпринимательницы из села Алтын дала Жанат Доскеева ТОО «ЭПК-forfait» за сорванную одну из трех пломб. При всем при этом,  энергетики, побывавшие с проверкой в здании, которое принадлежит семье, выписали акт не на саму хозяйку, а на имя ее супруга Алмаса Доскеева. Сегодня мужчина оббивает пороги во всевозможные  вышестоящие  инстанции в поисках своей правды. Ведь супруги уверены, что ничего не нарушали. Они обвиняют в произволе коммунальщиков и говорят, что в отношении них судом было принято неверное решение. 

Горячие споры на эту тему продолжаются с мая 2018 года. Именно тогда в здание, которое принадлежит семье Доскеевых, нагрянули с проверкой двое представителей КЭЦ. Причем пришли с проверкой без предупреждения. Впрочем, как говорит Алмас Бахитович, владельцам скрывать было нечего. За электроэнергию и налоги платили  своевременно. В этом плане никаких нареканий в их адрес не поступало. До определенного момента…

Как все начиналось? Надо сказать, что Алмаса Бахитовича в Алтын дале знают многие сельчане. Оно и понятно, он в этих краях  родился, учился, обзавелся семьей и поныне здесь живет. Сегодня он имеет небольшое крестьянское хозяйство.

В начале 2000-х годов в Казахстане  на заре подъема многие социальные и культурные объекты начали восстанавливать. Вот тогда-то аким сельского округа предложил Алмасу Доскееву выкупить на аукционе пустующее здание бывшего Дома культуры. Немного подумав, мужчина согласился. Говорит, что здание находилось в запущенном состоянии, требовался ремонт, а также установка ограждения вокруг него. Через время  семья Доскеевых решает открыть в одной из комнат  здания небольшой магазин под названием «Диана». ИП зарегистрировали на супругу.

Казалось бы, что еще нужно молодой семье? Есть бизнес и надо развиваться. Но не тут-то было. Получить прибыль с магазина оказалось куда сложнее. По мнению нашего собеседника, все потому, что в то время торговым точкам было запрещено продавать алкогольную и табачную продукцию на расстоянии 100 метров от школы. А поскольку магазин находился в непосредственной близости от учебного заведения, то, естественно, запрет распространялся и на него. Отсюда и убытки. Поэтому Доскеевым пришлось закрыть свой бизнес. Жанат Доскеева ушла работать в местную школу, а Алмас Бахитович занялся крестьянским хозяйством. Здание десять лет стояло закрытым. При этом  Доскеевы продолжали оплачивать налоги и электроэнергию. И здание огородили, чтобы никто не мог залезть внутрь и нанести какой-либо урон.

Но вот в один из дней к ним наведались с проверкой двое представителей КЭЦ. Естественно, застать на месте они никого не смогли. Обратились в школу, где в это время работала Жанат Доскеева. Пригласили супруга, он-то и предоставил одному из работников КЭЦ доступ к счетчикам. Пока один проверяющий, Самат Рахимов, находился с Алмасом Бахитовичем, другой –  Максат Оразбаев, ждал его в здании школы, где заполнял какие-то документы.

– Вдруг Рахимов мне и говорит, мол, его коллега может потерять сюда дорогу и попросил меня позвать его. Я ушел в школу за Оразбаевым, а когда оба вернулись, увидел, что на счетчике уже стоят не старые свинцовые пломбы, а другие. При этом Рахимов протянул мне руку, в которой были две пломбы из трех. Он начал утверждать, что третьей пломбы и вовсе не было. Хотя это не так! Я точно знаю, что все три пломбы были на месте. Кроме меня, доступ в здание никто не имел. Но они ничего не хотели слушать. Мы вышли на улицу, где они в машине начали составлять акт, причем не на имя моей супруги, а на меня! Я так и написал в акте, что не согласен с их заявлением. На что они сказали, что я могу обжаловать их решение, – рассказал нам мужчина.

На следующий день Доскеев посетил Костанайский РЭС, оттуда его направили в ТОО «КЭЦ».

-Я поговорил с директором ТОО Кайратом Биболовым. Описал всю ситуацию. Он позвонил в наш РЭС и вроде бы этот вопрос был решен. Но через 11 месяцев, то есть 28 марта 2019 года,  мы узнаем, что ТОО «КЭЦ» подали на нас заявление в специализированный межрайонный суд г. Костанай. После двух заседаний мою супругу признают виновной и назначают штраф в размере 2 019 304 тенге. Мы объясняли суду, что моей жены при проверке не было на месте. При этом предпринимательской деятельностью она не занимается уже с 2006 года. А акт выписывали вообще на мое имя. Также заявители не смогли предоставить суду ни фото, ни видеосъемку нарушений, то есть не было никакой доказательной базы. Сам Самат Рахимов на заседании заявил, что кражи электроэнергии не было, только лишь отсутствие якобы одной пломбы. Как доказательство, в учет суд взял лишь рисунок электросчетчика, который был нарисован от руки. И даже эти аргументы не убедили судью!- восклицает Алмас Бахитович.

Доскеевы подали на апелляцию. Но и в этот раз закон был не на их стороне. Между тем Доскеевы уверены, что данное судебное решение не соответствует действующему законодательству РК в сфере энергоснабжения и нарушает принципы единой судебной практики рассмотрения гражданских дел о спорах между энергокомпаниями и их потребителями.

Вот один из примеров. В 2018 году ТОО «КЭЦ» подал иск в отношении ТОО «Ак-Бидай Агро» о взыскании суммы перерасчета за пользование электроэнергией  в размере 2 133 563 тенге. Костанайский областной суд принял сторону исца, то есть ТОО «КЭЦ». Но суд апелляционной инстанции ТОО «Ак-Бидай-Агро» удовлетворил иск потребителя и отменил штраф.

– Апелляционное решение основано на пункте 92 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РК № 230 от 20 марта 2015 года, согласно которому нет требований об обязательном опломбировании защищенного устройства, как запирающийся металлический шкаф. Соответственно, отсутствие  пломбы на таких шкафчиках также не может считаться нарушением. В нашем случае судом установлена аналогичная ситуация, то есть отсутствие пломбы на шкафу учета, но почему-то решение, наоборот, было принято в пользу ТОО «КЭЦ», – говорит наш собеседник.

Доскеевы до сих пор не могут понять: как в двух аналогичных ситуациях  судом могут выноситься совсем разные решения? У семьи за время разбирательств накопилось много вопросов. Например, почему Самат Рахимов менял пломбы без свидетелей? Почему акт был выписан не на хозяйку здания, а на ее супруга? Почему на суде не были предоставлены весомые доказательства нарушения – фото и видеосъемка? Все это у Доскеевых вызывает сомнения. Они считают, что ТОО «КЭЦ» действовали в интересах своего предприятия, которое таким образом пытается минимизировать потери электроэнергии.

Поэтому супруги уверены, что правда на их стороне. К тому же, по их мнению, штраф в более,чем два миллиона тенге – необоснованно высокая сумма.

– За время перерасчета, то есть за три года, на данном объекте было потреблено 432 кВт электроэнергии. И все сельчане знают, что магазин не работал все эти годы,- продолжает свой рассказ Алмас Доскеев. – Мы искали справедливости в Верховном суде. Однако пока никакого ответа не получили.

– 16 августа 2019 года я записалась на личный прием к судье Верховного суда Г.Ж.Мырзаке. Мое заявление приняли и передали судье Н.У.Сисеновой. После чего мне был дан ответ, что отсутствуют основания для пересмотра судебных актов. Причем никакого истребования и изучения материалов нашего дела не было. Зачем тогда я заплатила госпошлину в размере 32 тысяч тенге? Судья ссылается на общие доводы, указанные в решении и постановлении судов. А я в своей жалобе указываю на нарушения единообразия судебной практики в Костанайском областном суде, то есть, по одному и тому же факту применяются совершенно противоположные решения. И это, я считаю, является исключительным основанием для пересмотра моего дела, – говорит Жанат Доскеева.

Так кто же сорвал пломбу? Похоже, свою правоту супругам Доскеевым придется доказывать еще долго. Но они не намерены сдаваться и будут идти до конца.

 

Рабига САЛЫКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!