Светские ценности государственного устройства Казахстана

Светские ценности государственного устройства Казахстана

Общеизвестно, что в современном мире существуют государства двух типов: светские и теократические (Ватикан, Саудовская Аравия, Иран и др.).

Светское государство – это конституционная характеристика государства, означающая:

  • отсутсвие официальной, обязательной для всех религии;
  • отрицание признания религиозных установлений и правил в качестве источников права и их влияния на деятельность государственных органов;
  • отделение религии от государства, при этом они взаимодействуют друг с другом;
  • обеспечение равенства религиозных объединений, свободы совести и равноправия граждан независимо от отношения к религии в целях достижения баланса интересов личности, государства и религиозных организаций в различных сферах жизни общества;
  • светский характер государственной системы образования и воспитания, которая не преследует цели формирования того или иного отношения к религии;
  • отсутсвие распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан религиозных судов.

Основным критерием светского государства является отсутсвие обязательной для всех религии. Противоположностью светскому государству является теократическое государство. Определяющими свойствами теократического государства являются:

  • наличие обязательной для всех религии;
  • религиозные организации не только входят в политическую систему, но и составляют ее центральное звено;
  • религиозный лидер или группа религиозных лидеров находятся во главе государства, возглавляют органы государственной власти, обладают полномочиями политической государственной власти;
  • религиозные объединения не отделены от государства;
  • религиозные организации обладают правом принимать участие в деятельности государственных органов или влиять на их деятельность.

Для Казахстана светский характер государственного устройства означает, что гарантируется и обеспечивается свобода совести, вероисповедания, свобода религиозных организаций. Религиозные объединения являются частью, институтами казахстанского общества, а верующие – полноправными гражданами Республики Казахстан.

Светские основы государственного устройства не противоречат принципам свободы совести в республике.     

            Анализ конституционно – правовых норм светского Казахстана позволяет классифицировать все виды взаимоотношений государства с религиозными организациями на семь принципов и форм проявления:

  • отделение религиозных объединений, легитимно действующих на религиозно-правовом пространстве республики;
  • светкость государственной службы и местного самоуправления;
  • светкость системы образования;
  • недопустимость прямого финансирования государством религиозных организации;
  • запрет религиозным организациям на прямое участие в политической борьбе;
  • установление особого режима памятников истории и культуры, являющихся одновременно религиозными ценностями и святынями.

Конституция не допускает деятельность политических партий на религиозной основе. Органы государственной власти формируются и действуют не на основе канонического права, в на основе Конституции страны.

Действующее законодательство регулирует реализацию прав граждан Республики Казахстан на свободу вероисповедания, закрепленную Конституцией Республики, а также международными актами соглашениями о правах человека.

Иначе говоря, осуществление данного права не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие права и обязанности граждан перед государством. Вопрос веры или атеизма – вопрос частной жизни каждого. При этом государство  способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

 Отдел внутренней политики акимата Костанайского района

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!