Городища Казахского ханства

Городища Казахского ханства

В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев инициировал создание проекта «Духовные святыни Казахстана» («Сакральная география»). Одни сакральные места хорошо знакомы казахстанцам и туристам из разных стран, а другие – в многовековом забвении погребены в песках времени. Сегодня мы поведаем вам о крупных средневековых городских центрах и столицах Казахского ханства.

Сыганак

В низовьях Сырдарьи в разное время были расположены столицы наших предков. Особо в этом ряду стоит Сыганак – главный город государства Ак Орды, послужившего основой Казахского ханства.

Город Сыганак впервые упомянут в источниках X века. В XII веке Сыганак становится столицей кипчакского государственного объединения. Во второй половине XIV века город становится столицей Ак Орды. В Сыганаке правили ханы Эрзен, его сын Мубарек-ходжа, Урус-хан, Тохтамыш. Здесь был монетный двор, велось интенсивное строительство. Сыганак принадлежал казахским ханам и был самым крупным городом в низовьях Сырдарьи. На его базарах ежедневно продавали товары с 500 верблюжьих вьюков, в окрестностях возделывали поля, орошаемые каналами Ордакент, Кызылтал, Бузгул-Узяк, Тюмень-Арык и другими. «Гавань Дешт и Кипчака» – так называли Сыганак в то время. Среди многочисленных товаров славились луки и стрелы, привозимые степняками, которые закупали здесь зерно, ткани, предметы роскоши. Купцы Туркестана, Мавераннахра и с востока привозили в Сыганак товары, которых было в изобилии. Но развитию города мешали постоянные войны за обладание им.

Город Сыганак за двухтысячелетнюю историю своего существования был столицей канлинцев, кыпчакского ханства (ХІ-ХІІ в.), Ак Орды (ХІІІ-ХVв.), ханства Абылхаира (ХV в.), казахского ханства (ХVІ в.).

Археологические исследования городища начались в 1867 году. Однако ученые не проводили раскопочных работ с научной целью. Видимо поэтому городище осталось вне поля зрения общества защиты памятников. Воспользовавшись, местные люди превратили городище в могильник, где они хоронили своих усопших. Особенно это касается северо-восточного угла, потому что именно там был похоронен один из святых потомков Сунак аты. Казахи старались хоронить своих родственников поближе к этому святому человеку. Однако фундамент и северо-восточный угол памятника святого Сунак аты были разрушены. С 2003 года все раскопки в городище Сыганак ведут специалисты Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмета Яссауи. На сегодняшний день туркестанские археологи успели раскопать участок земли, где находился главный вход в Сыганак. В фонд музея специалистами переданы предметы городской культуры и быта: кувшины, сосуды, керамические изделия.

Жанкент

Жанкент – древняя столица огузов, которая давно будоражит умы многих ученых-историков.
В письменных источниках Средневековья Жанкент упоминается как Янгикент: «янги» – новый, «кент» – поселение. Арабский географ и путешественник Аль-Идриси так писал о нем: «Города огузов многочисленны, они тянутся друг за другом на север и восток. Среди них выделяется ставка огузских ханов – город Жанкент». Город был политическим центром огузской державы благодаря выгодному географическому положению, он лежал на важном караванном пути через кимакские степи в долины Сарысу, Кенгира, Ишима и Нуры. Через него шли торговые пути в Сыганак и на Южный Урал.

От окрестных жителей, помнящих легенды, пересказанные их прадедами, можно услышать легенду о гибели процветающего города. По одной из них, правитель Жанкента хан Санжар женился на красавице Бекмане, дочери святого Карабуры из Хозрета (Туркестана). Однажды хан поехал на охоту, но забыл колпачок для сокола. Отправленный за ним нукер, увидев Бекману, упал без чувств, пораженный ее красотой. Задержка посыльного вызвала подозрения у ревнивого хана, который, не задумываясь, обвинил жену в измене и велел отрубить ей левую руку. Жестокий поступок правителя отец Бекманы увидел во сне. Он явился к хану Санжару и заявил, что его дочь невиновна. Доказательством невиновности должно было стать возвращение отрубленной руки. И она, якобы, приросла к телу невиновной жены правителя. Наутро перед изумленным ханом стояла Бекмана, протягивая ему обе руки. Но не смогла женщина простить неверие мужу. Она обратилась в птицу и улетела. А святой Карабура в гневе призвал в город змей, которые уничтожили хана и всех жителей Жанкента. Опустевший город стал змеиной ордой. Все, кто пытался посетить его, исчезали бесследно. Торговые караваны с тех пор обходят стороной Жанкент, птицы не гнездятся на его стенах, животные в страхе убегают прочь. Так гласит легенда.

А вот востоковед Петр Лерх, которого в 1867 году императорская археологическая экспедиция командировала в эти края, в своем сообщении Русскому географическому обществу писал: «Судя по развалинам, город занимал около четырех квадратных верст, в середине его была цитадель, окруженная валом и стеной. Для орошения пользовались водой Сырдарьи. Жанкент, судя по всему, не был насильственно разрушен, а был постепенно оставлен жителями и разрушился со временем от влияния атмосферы». Именно Лерх провел первые археологические раскопки в городище. Он составил план памятника, оросительных каналов, описал, как выглядят укрепления.

В 1945 году изучением древних огузских городов Приаралья занялся руководитель легендарной Хорезмской археолого-этнографической экспедиции Академии наук СССР Сергей Толстов. Тогда ученый утверждал, что «городища в болотистой дельте Сырдарьи, которые он назвал «болотными», существовали со времен античности, по меньшей мере, с начала нашей эры до Х-ХII столетий». Новый этап исследования городища Жанкент датируется 2005 годом, когда объединились усилия ученых Института археологии им. Маргулана, Кызылординского госуниверситета и Института этнографии и антропологии Академии наук России.

Исследователи вспоминают, что чуть ли не с первой лопаты порадовали их находки – монеты, предметы быта, керамика. Причем, монеты, чеканенные в городах Золотой Орды, были найдены буквально на поверхности. В древнем городище же археологи обнаружили следы сооружений из сырцового кирпича, баню, очаги, сделанные из керамики хумы, горшки, миски, кувшины, светильники (подавляющая масса керамики грубая, неровно обожженная, некоторые предметы покрыты орнаментом). Также найдены украшения из стекла, изделия из кости. Эти находки датируются X-XI веками нашей эры.

Раскопки Жанкента выявили планировку цитадели, уличную сеть, дворцовые постройки, алтари, курильницы, датированные XI-XII веками. Обнаружен и частично раскопан мавзолей, сооруженный из обожженого кирпича. Он был богато декорирован голубыми глазурованными плитками, украшенными арабскими надписями. Датируемый ХIV веком мавзолей когда-то представлял собой незаурядное архитектурное сооружение.

Из письменных источников известно, что в начале XIII века город был взят монгольским отрядом, руководимым ханом Джучи. Ученые считают, что в отличае от городов, оказавших монголам сопротивление (в результате они были разрушены), Жаркент же был сдан без боя, благодаря чему избежал погрома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!