Костанайский район удостоился чести быть одним из регионов, где построена ветряная электростанция

Костанайский район удостоился чести быть одним из регионов, где построена ветряная электростанция

Объект посещали разные высокие гости, неизменно отмечая его значимость для местной энергосистемы.

Местная система экоэнергетики

Напомним, ветроэлектростанция «Ыбырай» имеет мощность 50 мегаватт. По словам специалистов, она способна дать в разы больше электроэнергии, чем все мелкие возобновляемые источники энергии региона вместе взятые.
Работать ВЭС начала в этом году. По весне были хорошие ветра, и руководство утверждало, что выработка электроэнергии стабильна и плановые показатели они выполняют.
Электроэнергия со станции «Ыбырай» поступает на подстанцию «Заречное», где вливается в общий поток киловатт. Электростанция зарабатывает по 17,49 тенге за один киловатт. И стоимость электроэнергии не изменится на протяжении ближайших 15 лет. Таковы условия заключенного контракта.
Правда, в знойные летние дни нередко приходится наблюдать неподвижные лопасти ВЭС. По пояснениям специалистов, это происходит из-за недостаточной силы ветра.
Стоит сказать, что в области планируют построить еще один ветропарк и солнечную электростанцию. ВЭС с десятью установками – под Аркалыком, солнечную – в Карабалыкском районе. Сейчас проекты на стадии разработки.
Всего же, по данным управления энергетики, в Костанайской области действует больше трех сотен ветряков и солнечных панелей. Большого количества энергии они не дают – хватает, чтоб обеспечить электроприборы в одном помещении. А это обычно полевой стан, пастбище, находящееся далеко от населенных пунктов, мобильные лагеря геологов, археологов и других специалистов.
Пользуются такими мелкими электростанциями и предприниматели, и физические лица. Считается, что таким образом подтверждается спрос на эти установки. Поэтому власти думают о том, чтобы не только пропагандировать использование зеленой энергетики, но и поощрять казахстанцев, ее использующих. Возможно, это могли бы быть льготные кредиты на приобретение и установку для бизнеса или сниженные тарифы для физлиц.

Сколько ВИЭ в Казахстане?

Между тем в Казахстане по данным на начало 2022 года действует 134 объекта возобновляемых источников энергии (ВИЭ) суммарной установленной мощностью 2010 МВт. Объем производства электроэнергии этими объектами: солнечные электростанции (СЭС), ветроэлектростанции (ВЭС), биогазовые станции (БГС), малые ГЭС за 2021 год составил 4 220,3 млн кВт/ч. Об этом говорится в Обзоре рынка возобновляемых источников энергии в Республике Казахстан, подготовленном департаментом «Развитие рынка» АО «Самрук-Энерго».
Согласно документу, все проекты в области ВИЭ в Казахстане реализуются за счет собственных и заемных средств инвесторов. При этом государство оказывает поддержку в виде гарантированного закупа всего объема электроэнергии ВИЭ по фиксированным тарифам или аукционным ценам и распределяет между традиционными станциями по тарифу на поддержку ВИЭ. Кроме того, для проектов маломасштабных ВИЭ государство оказывает частичное субсидирование затрат на уровне местных исполнительных органов.
Возобновляемая энергетика в республике устойчиво растет. За последние 7 лет установленная мощность объектов ВИЭ выросла почти в 11 раз – с 177,52 МВт в 2014 году до 2010 МВт в 2021 году.
Как отмечается в аналитическом обзоре со ссылкой на данные Министерства энергетики РК, ресурсный потенциал ВИЭ в Казахстане оценивается следующими показателями:
– ветроэнергетика – 920 млрд кВт/ч/ год;
– гидропотенциал – 62 млрд кВт/ч/год;
– солнечная энергетика – 2,5 млрд кВт/ч/год;
– тепловой потенциал геотермальных вод – 4,3 ГВт.
В крупнейшем казахстанском электроэнергетическом холдинге АО «Самрук-Энерго» на сегодня действует 5 объектов ВИЭ. Их совокупный объем выработки электроэнергии за 2021 год составил 325,3 млн кВт/ч. Это 7,7% от объема электроэнергии, вырабатываемой всеми объектами ВИЭ в РК.
В «Самрук-Энерго» сформирован перечень капитальных проектов, в том числе «зеленых» проектов энергоперехода, включенных в Стратегию развития компании на 2022-2031 гг. Речь идет о строящихся на сегодня ветроэлектростанциях в районе г. Ерейментау в Акмолинской области мощностью 50 МВт и Енбекшиказахском районе Алматинской области на 60 МВт, а также о проектах комбинированной станции ВЭС в Шелекском коридоре мощностью 240 МВт с гидроэлектростанцией мощностью – 71 МВт; контррегулирующей Кербулакская ГЭС на реке Или мощностью 40,6 МВт.

Капля в море

Между тем производство «зеленой» энергетики в Казахстане растет, однако ее доля остается крайне незначительной в масштабах страны, сообщают республиканские издания. По данным Finprom, по итогам первого квартала текущего года установленная мощность возобновляемых источников энергии в Казахстане составила 2,1 тыс. МВт, сразу на 21,1% больше, чем годом ранее. Большая часть установленной мощности пришлась на солнечные электростанции – 52,9% от РК, или 1,1 тыс. МВт, плюс 12,4% за год. Еще 684 МВт пришлось на ветровые электростанции, 281 МВт – на малые ГЭС и 7,8 МВт – на биоэлектростанции.
Выработка электроэнергии ВИЭ по итогам первого квартала 2022-го выросла на 14,6% за год, до 933,1 млн кВт/ч. Несмотря на то, что солнечные электростанции имеют наибольшую установленную мощность среди ВИЭ, больше всего электроэнергии в РК по факту выработали ветровые электростанции: порядка 545 млн кВт/ч (плюс 27,1% за год). В то же время солнечные электростанции выработали 278 млн кВт/ч (плюс 3%). Сократилась выработка электроэнергии малыми ГЭС — на 4% за год до 109,7 млн кВт/ч, а также биоэлектростанциями – на 65% до 0,4 млн кВт/ч. Доля электроэнергии, вырабатываемой ВИЭ, в общем объеме производства электрической энергии составила 3,03%, против 2,64% годом ранее.
В мировом масштабе доля ВИЭ в производстве электроэнергии по итогам 2020 года составила 28,2%. Впрочем, этот рейтинг учитывает среди ВИЭ также гидроэнергетику, а ее доля в мировом энергетическом балансе с 2000 года стабильно составляет около 16%. Казахстан оказался на 33 месте из 44 стран-участниц рейтинга: доля ВИЭ (плюс гидроэнергии) составила в нашей республике 11,7% от общего объема генерации электроэнергии. В тройке лидеров оказались Норвегия (98,4%), Бразилия (84,1%) и Новая Зеландия (80%). Самый низкий показатель у Саудовской Аравии (0,2%). Среди стран СНГ выше Казахстана в рейтинге оказалась Россия 20,3%, ниже – Узбекистан (10,3%) и Украина (8,4%). В среднем по СНГ показатель составлял 19,6%.

Меньше газа, больше солнца

Надо сказать, что Казахстан намерен снизить уровень СО2 на 15% к концу 2030 года. Но эта цель по-прежнему сегодня кажется недропользователям слишком амбициозной.
Самые лучшие показатели в этом направлении были достигнуты в 90-е годы, тогда выбросы парниковых газов в Казахстане сократились почти вдвое: с 385 млн тонн СО2 в 1990 году до 189 млн тонн в 1999 году.
Но бурный экономический рост после 2000 года привел к увеличению суммарных выбросов парниковых газов до уровня 104% от 1990 года к 2018 году. Хотя затем в 2019 году выбросы СО2 снизились на 6%.
Казахстан пока не очень хорошо продвинулся в вопросах «зеленой» экономики, и ситуация, по мнению экспертов, вряд ли кардинально изменится, ведь 70% электроэнергии нашей страны вырабатывается из угля.
– Нужно не сокращать производство угля, а увеличивать, – уверенно заявил исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец в ходе 12-го горно-металлургического форума MINEX Kazakhstan, который проходил в столице с 6 по 7 апреля.
В недрах Казахстана насчитывается не менее 34 млрд тонн угольных запасов, напоминают эксперты, и их хватит еще минимум на 200 лет.
Что говорить о нашей стране, если даже Европа, известная своими «зелеными» инициативами и развитием возобновляемых источников энергии, после пандемии увеличила долю угля в производстве электроэнергии.
– Наблюдается интересная ситуация: финансовый сектор заставляют во многом сокращать инвестиции в уголь, но из-за текущего энергокризиса угольная генерация в той же Европе выросла. Потрясающая беспрецедентная ситуация, которой раньше не было, – отметил на форуме руководитель практики услуг в области изменения климата и устойчивого развития Виктор Коваленко.
При этом, конечно, весь мир так или иначе пытается перейти к более чистым источникам энергии. Хотя продолжать движение в этом направлении в условиях нынешнего кризиса непросто.
– Происходят взаимопротиворечащие вещи, но в целом общий тренд такой, что финансовые структуры побуждают и будут побуждать к тому, чтобы прекращать и сокращать инвестиции в уголь и в принципе в углеродоемкие минералы, в том числе их добычу и обогащение, – добавил Виктор Коваленко.
В ноябре 2021 года декларацию о прекращении финансирования новых угольных электростанций и о закрытии существующих станций (в развитых странах в 2030 году, в развивающихся – в 2040-м) подписали 40 стран. При этом к документу отказались присоединиться Австралия, Индия, США и Китай, на которые приходится около половины угольных электростанций, работающих в мире.
Так что Казахстан в списке стран, де-факто все еще поддерживающих угольные проекты, не единственный.
При этом наша страна стремится на политическом уровне поддерживать «зеленый» диалог, это важно еще и потому, что выбросы провоцируют изменение климата. И мы это уже почувствовали – в Казахстане за последние 75 лет средняя годовая температура повысилась на 2°C.
Казахстан разрабатывает национальную стратегию низкоуглеродного развития до 2050 года, направленную на снижение энергоемкости ВВП на 50% по сравнению с уровнем 2008 года.
Ведущий банкир департамента природных ресурсов ЕБРР Акоп Каграманян отметил, что уже сегодня ЕБРР не финансирует угольные и урановые проекты, большое внимание уделяется «зеленым» проектам, в частности, приоритет отдается разработке редких металлов, меди и никеля.
Свою роль в разворачивании проектов в сторону экологизации может сыграть и новое поколение профессионалов. По словам директора по развитию бизнеса компании Aveva Сергея Ельшина, сегодня в ГМК-отрасли отмечается очень большой кадровый голод, и неспециалисты борются за рабочие места, а компании конкурируют за сотрудников.
В этих условиях более 60% миллениалов отказываются работать в компаниях, в которых не внедряется ESG-повестка. (ESG – Environmental, Social, and Corporate Governance – Экологическое, социальное и корпоративное управление).
Горно-металлургический комплекс, в частности, сфера добычи – один из самых энергоемких видов бизнеса в мире. Так, один самосвал с грузоподъемностью 220 тонн ежегодно потребляет от 800 тысяч до 1 млн тонн дизеля.
Поэтому меры в этом секторе могут повлиять на статистику всей страны.
Эксперты не могут дать универсальных рецептов, как компании смогут снизить уровень парниковых газов, так как все зависит от региона и специфики различных проектов.
Но в целом в соответствии с мировыми тенденциями выделяется три направления: замена угля на сжиженный природный газ, применение электросамосвалов и выработка солнечной энергии.

Айжан АДЫРБАЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!