Касым-Жомарт Токаев: Мы, как дальновидная нация, должны смотреть только вперед
– Касым-Жомарт Кемелулы, несмотря на вашу ограниченность во времени, выражаем благодарность за согласие дать интервью газете «Егемен Казахстан». Ваше мнение по вопросам, волнующим общественность, очень важно для казахстанской прессы. Поэтому нам хотелось бы вести с вами открытый разговор на разные темы. Что вам запомнилось в прошлом году?
– Пользуясь случаем, хочу поздравить всех своих соотечественников с Новым годом!
2023 год стал для нашей страны годом насыщенным важными событиями. Мы завершили основные политические реформы. Конституционный суд приступил к работе. Депутаты Мажилиса и маслихата всех уровней избраны по новым правилам. Впервые мы выбрали мэров районов и областей. Продолжались выборы мэров сел и городов районного значения. В прошлом году было избрано около 700 сельских акимов.
Мы начали создавать справедливую и конкурентоспособную экономическую систему. Мы активно занимаемся диверсификацией экономики и устранением монополий, модернизацией инфраструктуры, поддержкой бизнеса и привлечением инвестиций. Накопившиеся проблемы в социальной сфере начали постепенно решаться. Образовательные центры, в том числе «комфортные школы», растут во всех уголках страны. В селах строятся медицинские учреждения. Социальный кодекс принят для комплексной поддержки граждан из социально уязвимых слоев населения. Введен специальный сбор для граждан, работающих во вредных условиях труда. Сотрудникам природоохранных учреждений должны были выплачиваться сверхурочные в связи с опасностью для их жизни и здоровья. Выросли зарплаты медицинских работников, учителей, работающих в школах, колледжах и детских садах. Вступил в силу закон, регулирующий предоставление детям средств из Национального фонда. Была принята методика определения минимальной заработной платы с учетом основных экономических показателей, в том числе уровня инфляции.
Вся эта работа продолжится в 2024 году. Мы предпринимаем осторожные и плановые действия, постоянно стремимся к достижению цели. Это будет особенно важный год. Потому что этот период станет основой развития страны на ближайшие пять лет.
– Чего вы ждете от нового года? Какие задачи стоят перед нашей страной?
– В своем выступлении в сентябре прошлого года я сказал, что мы переходим к новой экономической модели, и поставил главной стратегической целью удвоение валового внутреннего продукта к 2029 году. В ближайшее время состоится расширенное заседание правительства. В нем будут подведены итоги прошлогоднего социально-экономического развития страны и определены методы дальнейшей работы.
Заседания Национального собрания стали эффективной площадкой для дискуссий, где обсуждаются вопросы в области идеологии, формирования нового качества нации, модернизации ценностной системы общества. Чуть раньше в этом году, весной, мы, наверное, проведем сессию Курылтая, которая была созвана летом.
Таким образом, в этом году уже в первом квартале будут определены основные направления работы в экономической, социально-политической и гуманитарной сферах.
Мы продолжим конструктивную и взвешенную внешнюю политику, учитывающую интересы нации. В 2024 году в стране пройдет ряд масштабных саммитов и форумов. Казахстан возглавляет несколько престижных международных организаций, а именно Шанхайскую организацию сотрудничества, Организацию договора о коллективной безопасности, Совет по сотрудничеству и мерам доверия в Азии, Организацию тюркских государств, Международный фонд спасения островов и Исламскую организацию по продовольственной безопасности. .
Проведение Всемирных игр кочевников также станет значимым событием для нашей страны. Несомненно, соревновательное соревнование важно как с точки зрения прославления национального спорта и здорового образа жизни, так и с точки зрения расширения культурно-гуманитарных связей между братскими народами, считающимися наследниками кочевой цивилизации Великой Степи.
Традиция уважения к лицам, занимающим особое место в истории страны, во многом способствует укреплению национальной идентичности страны. В этом году исполняется 125 лет со дня рождения известного ученого Каныша Сатбаева, а также 100 лет со дня рождения знаменитых героев Сагадата Нурмагамбетова и Ракымжана Кошкарбаева. При этом, по мнению историков, исполнилось 800 лет со дня основания улуса Джоши. По случаю этой важной даты, которая показывает, что корни нашей государственности очень глубоки, проводятся масштабные исследования. В этом году мы также завершим разработку многотомной истории Казахстана. Это большая задача, которую усердно решают более 200 специалистов из нашей страны и 60 из-за рубежа.
Помимо таких важных событий, есть много ежедневных задач, которые нужно выполнить. Какое место этот год займет в истории страны, зависит от воли всех наших граждан. В своем новогоднем поздравлении я сказал, что в этом году мы станем свидетелями роста и процветания всей нации. Но для достижения этой цели мы должны работать вместе как одна страна.
– Прошло ровно два года после трагического январского происшествия. Январь стал поворотным моментом в истории Казахстана, открывшим путь к новой эпохе. В своих предыдущих выступлениях и интервью Вы дали четкую оценку этому трагическому событию. Однако остается еще ряд вопросов. Есть и те, кто дает разные объяснения январскому инциденту. Прошло некоторое время с прежних времен. Как бы вы описали это событие сейчас? Какова основная причина этого и что, по вашему мнению, мотивировало это?
– Я много думал об этом и часто думаю об этом до сих пор. На мой взгляд, трагический инцидент января был вызван накопившимися годами социально-экономическими проблемами, общей стагнацией, подточившей власть и общество. Само собой разумеется.
После моего избрания Президентом в 2019 году наша страна перешла к демократизации политической системы, предоставлению свободы общественной жизни и освобождению экономики от монополии. В разработке реформ и их реализации участвовали представители общественности, активные граждане и эксперты. Многие инициативы были подхвачены и проработаны по различным направлениям диалога, в том числе на заседаниях Национального совета общественного доверия, специально созданного по моему предложению.
Честно говоря, некоторым влиятельным людям наше новое направление совершенно не понравилось. Они восприняли это изменение как угрозу глубоко укоренившейся системе в стране и своему «особому статусу» в структуре власти. Такие люди стали тайно, а иногда и открыто выражать свое неприятие переменам в стране. В конце концов они решили повернуть реформу вспять и разрушить все, чтобы вернуться к удобной для них старой ситуации.
Эта группа высокопоставленных чиновников имела огромное влияние как на властные структуры, так и на криминальный мир. Поэтому он решил захватить власть силой. По версии следствия, подготовку к делу начали примерно в середине 2021 года. Тогда правительство приняло непродуманное, противоправное решение резко повысить цену на сжиженный газ. В Мангистауской области прошли маршем люди, последовавшие за провокаторами.
Тогда правительство создало от моего имени специальную комиссию. Ее члены немедленно отправились в регион, чтобы встретиться с представителями общественности и прийти к общему согласию. Но протесты приняли экстремистский характер. Крукс немедленно использовал это в своих интересах.
Из расследования Генпрокуратуры видно, что январский инцидент разворачивался в несколько волн.
Впервые демонстрации начались в Мангистауской области. Вскоре оно распространилось и на другие регионы. Хотя центральные власти и акиматы пытались урегулировать ситуацию, ситуация внутри страны стала напряженной. Организаторы акции не отказались от переговоров и диалога для достижения общего соглашения.
Первые столкновения вспыхнули во многих районах. Все это оказалось «подражателем» злодеев, которые попытались еще больше накалить ситуацию с помощью специально обученной нежити. Даже в такой сложной ситуации правоохранительные органы не применяли силу и сохраняли спокойствие. Это вторая волна.
Третья волна началась, когда начали бесчинствовать преступные группировки, лидеры которых не заботились о скомпрометированной группировке и были связаны с террористами, в том числе иностранными. Используя специальную технику, провокаторов и головорезов, они превратили мирные демонстрации в массовые беспорядки. Имели место избиения, уничтожения, поджоги, а также умышленное уничтожение чужого имущества. В ходе беспорядков вооруженные радикалы и террористы атаковали здания государственных органов и силовых структур, склады оружия, правоохранительных органов и склады воинских частей одновременно и по единому приказу. Подобное событие произошло не только в Алматы, но и в ряде областных центров. Следует отметить, что во время январского инцидента на руках было более трех тысяч единиц оружия. В него входит пулемет, пулемет, даже гранатомет и другое огнестрельное оружие. Кроме того, атакам подверглись транспортная инфраструктура и телекоммуникационные объекты. Еще раз хочу сказать, что грабители и террористы были организованы и действовали в тесном контакте друг с другом.
Экстремисты, преступные группировки и религиозные экстремисты совместно работали над реализацией плана бандитов по организации государственного переворота. Их целью было посеять страх в стране, стабилизировать функционирование государственных институтов, расшатать основы конституционного строя и в конечном итоге захватить власть.
Ситуация в то время была очень сложной, наша страна находилась на грани разрушения. Чтобы этого не допустить, я лично следил за всеми происходящими событиями день и ночь и каждый час. Через МВД поступила информация, что на резиденцию Акорды готовится нападение, для этого будут использованы грузовики. Мне много раз предлагали покачать головой, покинуть место жительства или даже уехать за границу. Но я был категорически против. В одном из своих телевыступлений я дал понять, что останусь на своей работе несмотря ни на что. Я был в Акорде две недели, днем и ночью проводил экстренные совещания. В те неспокойные дни важнейшей задачей было спасти наше государство и восстановить законность и порядок в стране.
– Насколько правильным было решение пригласить российских военнослужащих в Казахстан? Мнение, что Россия спасла тогда нашу страну, часто высказывается в соседних странах.
– Когда в регионах вспыхнули массовые беспорядки и местные власти проявили некомпетентность, Совет Безопасности принял решение обратиться к ОДКБ. Казахстан запросил размещение своих миротворческих сил лишь на короткий период времени для обеспечения стабильности и безопасности. Здесь необходимо подчеркнуть следующий момент. Мы обратились к ОДКБ, а не к России как члену этой структуры.
В то время председателем этой организации была Армения. В этом году Казахстан будет председательствовать в СБ ООН. Формирование команды, по сути, сыграло миротворческую роль и помогло остановить волнения, охватившие страну в те страшные дни. По договоренности со странами-членами организации эти миротворческие силы были выведены из Казахстана без предварительных требований, причем досрочно.
Миротворческие силы ОДКБ не принимали участия в антитеррористических операциях и не произвели ни одного выстрела. Армянский отряд охранял хлебозавод «Аксай» и объект «Алматинские воды», белорусский отряд охранял аэродром в Жетыгене, военнослужащие Таджикистана и КР охраняли первый и второй теплоэнергетические центры Алматы, российский отряд охранял третий теплоэнергетический центр и объекты телекоммуникаций. Возникла угроза террористических атак на эти важные объекты. Поэтому для их охраны были отправлены миротворческие силы. Самое главное, это дало нам возможность мобилизовать наши силы в антитеррористической операции.
– Значит, это неудавшийся государственный переворот. Что бы вы сказали тем, кто называет январский инцидент народным восстанием или даже революцией?
– Весь мир стал свидетелем трагических событий, которые поначалу мирные демонстрации превратились в массовые беспорядки, поджоги и разрушения. Кто пойдет на мирную демонстрацию с автоматом, пистолетом и холодным оружием?! Будет ли благонамеренный человек избивать и убивать военнослужащих, использовать их как живой щит и нападать на административное здание?! Будут ли во время мирной демонстрации разрушаться, грабить магазины и банки, сжигать машины?! Не говоря уже о нападениях на правительственные здания и полицейские участки. В результате столь массовых беспорядков было потеряно почти три миллиарда долларов.
Фальсифицировать причины январского инцидента нет необходимости. С другой стороны, утверждения о том, что это было народное восстание, используются для оправдания преступных действий. Идея о том, что преступники рассматриваются как герои, которые провоцируют людей и не несут ответственности, приводит к проникновению криминальной психологии в общественное сознание. Подобные разговоры равносильны подстрекательству к массовым беспорядкам, что угрожает национальной безопасности и мирной жизни людей. Это очень опасный процесс. Поэтому, когда речь идет о критике подобной несправедливости, позиция государства и общества должна быть общей. Я уверен в этом.
– Как граждане могут выразить свое недовольство действиями власти?
– В нашей стране есть полная возможность публично выразить несогласие с действиями власти. Граждане могут открыто говорить о своих проблемах. Я требовал от государственных органов учитывать мнение общественности в соответствии с концепцией «государство, которое прислушивается к голосу народа». В стране действует демократический закон, регулирующий проведение мирных собраний. Недавно был принят закон, регулирующий порядок подачи и рассмотрения обращений.
Поэтому нам необходимо прояснить одну вещь. Мирные демонстрации не запрещены, и любые формы массовых беспорядков строго запрещены. В нашей стране должны царить только закон и порядок. Для меня это непоколебимый принцип. Посмотрите на западные страны, которые считаются колыбелью демократии, никто не погладит по лбу человека, совершившего массовые беспорядки на улице и напавшего на государственные органы.
Полиция выявила и разоблачила организаторов массовых беспорядков, то есть людей, которые призывали людей выступать против законных требований властей, привозили и распространяли оружие, усугубляли ситуацию, соблазняли людей применять силу, уничтожать все, что находится на территории. окрестности и подожгли его. А люди, случайно принявшие участие в беспорядках, спровоцированные по незнанию, не имеют к хулиганам никакого отношения. Их помиловали по моей инициативе. Из 1205 человек, осужденных ранее, 1095 были амнистированы. А те, кто организовал массовые беспорядки, а также осужденные за террористические акты, государственную измену, попытки силового захвата власти и другие тяжкие преступления, будут отбывать наказание в полном объеме.
– Вам может не понравиться следующий вопрос. Но невозможно не задаться этим вопросом еще раз. После вашего избрания на пост президента в 2019 году распространилась информация о том, что в стране образовалось двоевластие. Некоторые сравнивают нашу политическую систему с политической системой Ирана и Сингапура. Действительно, на тот момент казалось, что в стране сложились два центра силы. Это действительно произошло?
– Позвольте мне прямо ответить на ваш вопрос. Согласно Конституции, Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, назначает и освобождает от должности высших должностных лиц страны, высшее руководство Вооружённых Сил. Также Глава государства считается Верховным Главнокомандующим страны.
Однако правда, что некоторые пытались установить двоевластие и даже сознательно и тщательно организовывали подобные действия. Политические обманщики использовали ситуацию во время «Транзита власти» в своих интересах и попытались создать двухпартийный центр власти. В нашей стране должность Президента и Верховного Главнокомандующего была одна, и должность Председателя Совета Безопасности, которую занимал бывший Президент, была одна. Обладатели этих двух должностей служили одновременно. В конце концов, было ясно, что такая ситуация не вызовет серьезного противодействия у власти.
Мягко говоря, эта ситуация была одной из предпосылок, приведших к январскому кризису. Потому что скомпрометированные бандиты хотели прославить придуманную ими идею двойной власти, т.е. «тандема», и использовать ее в своих интересах. Возможно, вы помните, что некоторые чиновники, в том числе бывший министр юстиции, говорили, что президент по статусу выше президента. Некоторые чиновники ходили по офису. Они играли и наконец устроили пожар. Позже я открыто сказал Нурсултану Абишулы Назарбаеву, что политические махинации его приближенных едва не уничтожили страну.
В любом случае я считаю, что в стране не должно быть старшего или младшего президента. «Уходи – не проси!» Граждане, которые в будущем будут управлять страной, должны извлечь уроки из этой ситуации, держаться подальше от подобных вещей и думать только об интересах государства и процветании общества.
К сожалению, в критический час, вызванный внутриполитическим кризисом, маски с руководителей основных правоохранительных органов были сняты, выявлена их профессиональная некомпетентность и предательство города.
Январский инцидент показал, что необходимо создать систему стабильных и эффективных государственных институтов, работающих в соответствии с Конституцией. Как одна страна, мы преодолели этот кризис, сознательно приняли вызов и даже стали сильнее. Благодаря крепкому единству наших граждан и смелым действиям представителей власти всех уровней нам удалось обратить вспять катастрофу и стабилизировать ситуацию в стране. Позже, в ходе следствия, некоторые преступники признались, что не ожидали, что народ сможет сжать кулак в момент ответственности, а власть сможет без колебаний противостоять любой опасности.
– После январского инцидента вы приступили к осуществлению фундаментальных политических реформ. Запад это тоже признает. Можно ли сказать, что мы не собираемся возвращаться в прошлое? Какая гарантия, что мы не вернемся снова?
– Я упомянул, что политические реформы начались в 2019 году. Тогда же был создан Национальный совет общественного доверия. В Совете были разработаны и реализованы важные законодательные инициативы. Значительные изменения были внесены в законы о выборах, политических партиях и парламенте. Впервые в нашей стране стала открыто обсуждаться диктатура олигополии.
Эти изменения угрожали тем, кто шел по ложным равнинам, в то время как преобладали политические и экономические монополии. Поэтому они изо всех сил пытаются повернуть время вспять и вернуться в старые времена. Из этого ничего не вышло.
После январского инцидента некоторые опасались, что “теперь власти ужесточат хватку и сделают все, чтобы сохранить режим”. Но мы сделали наоборот. Хоть это и было сложно, мы выбрали правильный путь.
Процесс политической модернизации продолжился в 2022 году новыми темпами. Одной из главных задач реформы было создание максимально справедливой и сбалансированной политической системы. Кроме того, важно было повернуть голову лошади назад, то есть создать такую среду, чтобы политические изменения нельзя было повернуть вспять, и в то же время реформы стали бы нормальным явлением в общественной жизни. По этой причине в рамках конституционной реформы был наложен ряд ограничений на бремя.
Прежде всего мы восстановили Конституционный Суд – высший орган, обеспечивающий верховенство Конституции и осуществляющий конституционный контроль. Кому-то может показаться, что изменилось только название Конституционного совета. Фактически его суть изменилась радикально.
Никто не может отменить решения Конституционного суда. Президент не имеет права ставить под сомнение его решения, в том числе связанные с конституционными правами граждан.
Любые изменения и дополнения, которые могут быть внесены в Основной закон, выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии положительного заключения Конституционного Суда.
Известно, что в Конституционном суде одиннадцать судей. Шестеро из них, то есть большинство, назначаются палатами парламента. Хотя председатель назначается Президентом, требуется согласие Сената.
Во-вторых, основные принципы четко определены и закреплены на постоянной основе в Конституции. Например, в соответствии со статьей 91 Основного закона независимость, единство и территориальная целостность государства, форма его управления, основные принципы деятельности Республики и, хотелось бы здесь подчеркнуть, правило, согласно которому Президент избирается только один раз сроком на семь лет, не изменится.
В-третьих, в результате реформ Мажилис будет организован по новой избирательной системе, то есть по спискам партий и одномандатным округам. Полномочия Меджлиса также были значительно расширены.
Короче говоря, старая система ушла. Можно с уверенностью сказать, что политические реформы в Казахстане носили не только системный, но и радикальный и необратимый характер. Это имеет особое значение для нашей страны. Потому что радикально изменилось политическое сознание нации. Правовая грамотность и активность людей стали главным залогом демократического возрождения. Грубо говоря, народ сам не позволит им вернуться назад и будет упорно защищать эти перемены, принесшие стране новую радость. Я уверен в этом.
– Однако те, кто критикует правительство, в том числе представители Запада, в Казахстане до сих пор считаются политзаключенными. Как насчет этого?
– Для того, чтобы говорить о том, что есть политическое преследование, должна быть цензура, специальные законы и карательные органы. Ничего этого в современном Казахстане нет. В нашем законодательстве нет ни одного указа, ни одного закона, ни одного нормативного документа, который бы служил основанием для преследования граждан за их политические взгляды.
Напротив, в результате реформ система защиты прав человека была усилена. В законы были внесены поправки, направленные на усиление независимости судей. Расширился круг дел, рассматриваемых судьями коллегии. Институт Уполномоченного по правам человека работает в полную силу. Ему был присвоен конституционный статус. В декабре прошлого года я подписал второй Указ о правах человека. Все это указывает на то, что в этой области происходят последовательные и фундаментальные изменения.
Одной из главных задач государства является полное обеспечение безупречного исполнения закона и неукоснительного соблюдения порядка. Поэтому любой, кто нарушит закон, будет привлечен к ответственности. А идеологическая позиция и политические взгляды граждан не имеют никакого отношения к вопросу поддержания правопорядка. Закон един для всех.
Некоторые люди нарушают закон, несмотря на предупреждения прокуратуры. Похоже, такие люди ставят себя выше закона и хотят прославиться в стране позицией «Если твое имя не упомянуто, сожги землю».
Насколько разумно говорить о политических преследованиях в стране, где много независимых СМИ и нет политической цензуры?
Мягко говоря, после принятия нового закона и введения процедуры отчетности вместо получения разрешения на мирные собрания количество мирных собраний в Казахстане выросло в разы.
Я всегда говорю, что необходимо обсуждать вопросы цивилизованно, цивилизованно, в специально созданных для диалога местах, прежде всего, в Парламенте.
В настоящее время в Парламенте существует множество политических сил, представляющих интересы представителей общественности с разными точками зрения. Институт парламентской оппозиции был утвержден законом.
На последних выборах в Мажилис прошли шесть партий. Трое из них получили депутатский мандат впервые. Даже одна из партий, сидящих в парламенте, изначально является оппозиционной организацией.
Многие зарубежные эксперты и коллеги, в том числе специалисты из западных стран, говорят, что демократические реформы в Казахстане носят передовой модели, и поддерживают ее. Действительно, мы единственная страна в нашей геополитической среде, которая осуществила масштабные демократические изменения и добилась больших успехов в защите прав человека.
– В социальных сетях распространяются слухи о том, что президент планирует провести референдум по Конституции и баллотироваться на переизбрание в 2026 году. Это правда?
– Это ложная информация. Отныне каждый не сможет делать что хочет и вносить изменения в Конституцию. А когда речь идет о таком важном вопросе, это даже невозможно. Я твердо верю в это. Конституционная реформа не была предназначена для дальнейшего внесения изменений в Конституцию в ее нынешнем виде.
Правило, согласно которому президент может быть избран только один раз, больше никогда не изменится. Это требование так же прочно установлено, как и нормы о независимости, единстве, территориальной целостности и форме правления нашего государства.
Наконец, эта тема обсуждалась, позвольте мне остановиться на некоторых связанных с ней вопросах и раскрыть факты. Об идее единого семилетнего срока я говорил в закрытых дискуссиях 15 лет назад. Тогда это предложение не нашло особой поддержки. После того как меня избрали Президентом, я взвесил преимущества и недостатки этой инициативы и много думал о том, как ее реализовать.
В 2022 году в Конституцию был внесен ряд важных изменений, упраздняющих полномочия суперпрезидента. Затем я вновь представил идею семилетнего срока. Вся страна поддержала мою инициативу. Это конец этой истории.
– Давайте поговорим об экономике. В своем прошлогоднем обращении вы заявили о новой экономической ориентации «Справедливого Казахстана». К 2029 году планируется удвоить размер национальной экономики до 450 миллиардов долларов. Однако, если верить прогнозам Международного валютного фонда и Всемирного банка, рост экономики страны не превысит 3-4 процентов в 2023-2024 годах. Сможем ли мы достичь цели такими темпами?
– Конечно, это достижимая цель. По оценкам экспертов Международного валютного фонда, к концу 2023 года валовой внутренний продукт Казахстана превысит 259 миллиардов долларов в текущих ценах, то есть увеличится на 15 процентов по сравнению с 2022 годом. Это самый высокий рост денежной массы в Центральной Азии. Валовой внутренний продукт на душу населения также растет. Ориентировочная цифра за этот прошлый год составила почти 13 тысяч долларов.
Предполагается, что его годовой прирост составит 1,6 тысячи долларов. По прогнозам Международного валютного фонда, к 2028 году этот показатель увеличится более чем на тридцать процентов и достигнет 16,8 тысяч долларов.
На самом деле для меня не так важны макроэкономические показатели, гораздо важнее реальное улучшение качества жизни граждан.
У нас говорят: «Доброе слово – половина правды». Если правительство сможет использовать новые способы управления экономикой, то упомянутые выше хорошие прогнозы сбудутся. В этой связи позвольте мне остановиться на двух основных направлениях.
Прежде всего необходимо решить ряд конкретных задач, которые откроют путь развитию нашей страны. Одной из таких задач является реализация масштабных промышленных проектов. В сентябрьском послании правительству было поручено выявить такие проекты и разработать План развития инфраструктуры. Эти проекты прорабатываются совместно с представителями крупного бизнеса, институциональными инвесторами и экспертами.
Еще одна важная задача – привлечение инвестиций. Кампании по приватизации и возвращению активов также помогут выполнить эту обязанность. При значительных инвестициях экономика ускорится и появятся новые возможности. В связи с этим я недавно подписал Указ о создании Инвестиционного штаба. Этому штабу предоставлены широкие полномочия по улучшению инвестиционного климата в стране и качественной реализации инвестиционных проектов.
Работа по второму направлению включает меры по реализации системных реформ, которые установят «игровой порядок» во всех сферах экономики.
По моему поручению Правительство разрабатывает новый Налоговый кодекс, который позволит нам пересмотреть взаимоотношения государства и бизнеса. При совершенствовании налоговой системы очень важно не ограничиваться только способом взимания платежей. С одной стороны, должны быть созданы благоприятные условия для инвесторов. С другой стороны, важно добиться того, чтобы доходы бюджета не уменьшались. То есть необходимо, чтобы весы были равными.
Новый Бюджетный кодекс также является одним из важнейших документов. Нам следует изменить свое отношение к «казначейским фондам» и расходовать их эффективно, правильно и экономно.
При этом значительную роль играют новые законы, регулирующие государственные закупки и государственно-частное партнерство. Эти документы также обеспечивают прозрачность государственных закупок. Это также способствует формированию средств, необходимых для развития экономики.
Большое внимание следует уделить повышению эффективности квазигосударственного сектора. Сейчас определены и реализуются меры по модернизации этого сектора.
Отвечая на Ваш вопрос, хотелось бы остановиться на следующем вопросе. Несомненно, экономическая ситуация в мире отразится на нашей стране. Однако каждое испытание открывает дверь к новым возможностям. Правительство должно иметь хорошо продуманный план, чтобы оно могло оптимально поворачивать паруса независимо от того, куда дует ветер. Меры по стимулированию экономического роста и структурные реформы должны идти рука об руку. Говоря конкретнее, очень важно развивать предпринимательство и конкуренцию, защищать конфиденциальность и обеспечивать справедливое правосудие. Только тогда мы сможем достичь всех наших целей и удвоить размер национальной экономики в указанный период.
– В нашу газету часто пишут и звонят люди, которые не в состоянии погасить свои кредиты. В целом, задолженность населения является серьезной проблемой. Что делается для решения этой проблемы?
– Меня очень беспокоит, что наши граждане погрязли в долгах. Потому что эта проблема напрямую влияет на социальное положение людей и стабильность финансовой системы в стране. Одним из первых документов, которые я подписал как Глава государства в 2019 году, стал Указ о сокращении задолженности граждан, находящихся в сложной ситуации. Тогда было прощено 500 000 необеспеченных кредитов. Это было разовое мероприятие. А в 2023 году вступил в силу закон о банкротстве физических лиц. Все это способствовало тому, что проблема не усугублялась. Чтобы радикально изменить эту ситуацию, я в своем прошлогоднем обращении поручил Правительству принять новые меры.
В основном такая ситуация вызвана низкой финансовой грамотностью людей. С другой стороны, порядок предоставления потребительского кредита и деятельность коллекторских организаций должны быть строго регламентированы.
Для этого принимаются конкретные меры. Например, за последние годы требования к размеру потребительского кредитного капитала для банков и микрокредитных организаций были увеличены в пять раз. Запрещалось давать кредиты людям с просроченной задолженностью. Также должник, не погасивший долг в срок, не может быть оштрафован на срок более 90 дней. Коллекторские агентства регулярно проверяются.
Для защиты прав должников разработаны поправки в законодательство о кредитовании. Эти изменения окажут еще большее давление на банки, микрокредитные организации и коллекторские агентства. Рекомендуется ограничить продажу кредитов коллекторским компаниям. Коллекторские компании обязаны попытаться урегулировать проблему после принятия долга. Также будут расширены полномочия банковского омбудсмена. Сейчас этот документ находится на рассмотрении депутатов Мажилиса. Я готов поддержать эту инициативу.
– Сейчас многих наших соотечественников беспокоит рост цен, рост тарифов, ухудшение безработицы и общая ситуация в регионах. Способна ли нынешняя власть, неспособная справиться с повседневной суетой, реализовать стратегические задачи? Как вы оцениваете эффективность работы правительства?
– Правительство любой страны выполняет как стратегические задачи, так и повседневную работу. То же самое и с нами. Самое главное – эффективно планировать и разумно использовать ресурсы.
Нынешний состав правительства был сформирован только весной прошлого года. После конституционной реформы и парламентских выборов мандат как предыдущего парламента, так и правительства был аннулирован. Согласно Конституции, прежнее Правительство прекратило свои полномочия перед новоизбранными депутатами Мажилиса. Партия «Аманат», получившая наибольшее количество голосов на выборах, выдвинула кандидатуру премьер-министра. Я, конечно, не скрою, что партия реализовала это по согласованию с Президентом. Экономическая часть предвыборной платформы партии «Аманат» создана на основе программы нынешнего правительства.
Сегодня полномочия Правительства значительно расширились. Администрация президента, структура которой была изменена в сентябре, сосредоточила внимание на стратегических направлениях, связанных с социально-экономическим развитием страны. Сейчас Администрация не возглавляет Правительство, некоторые министерства и ведомства, как раньше. Администрация президента не вмешивается в деятельность исполнительной власти и работает лишь как главный политический штаб. До этого ряд полномочий, находившихся в ведении обоих органов, был передан Правительству. Право принятия решений в различных областях передано Правительству и другим ответственным органам. Возросла самостоятельность регионов в отношении бюджета.
Словом, сейчас у Правительства достаточно возможностей для продуктивной работы. Все, что нужно исполнительной власти – это продуманная стратегия действий и воля к эффективному выполнению своих обязанностей. Стремясь к независимости и дополнительным полномочиям, правительство добилось того, чего хотело. Но «алмак» тоже имеет вес, спрос на них тоже увеличился. Правительство должно это понимать.
– Долг Правительства – обеспечить бесперебойную работу топливно-энергетического комплекса и коммунальной отрасли страны. Можно сказать, что нынешняя власть с трудом выполняет эту обязанность. В условиях зимы нам приходится срочно обеспечивать теплом, светом и водой населенные пункты во всех уголках страны, борясь с последствиями стихийных бедствий. Как формируется такая ситуация?
– Плохая ситуация в ТЭЦ и ЖКХ – результат многолетней халатности. Проблемы в этой сфере возникли не в одночасье. Общеизвестно, что все это проблемы, которые копились годами. 80 процентов теплоцентров и другого оборудования в регионах полностью изношено. В предыдущие годы инвестиций в коммунальные услуги было недостаточно для удовлетворения потребностей этого сектора.
Масла в огонь подливают активисты в социальных сетях, которые пытаются «сделать трагедию» из небольшого перерыва в обеспечении теплом, выдавая себя за небольшой инцидент на объектах электроэнергетики, и сеют панику в стране.
Полная модернизация инженерной инфраструктуры по всему Казахстану – очень большая и сложная задача. Эта проблема решается постепенно. В весенне-летние месяцы Правительство и акиматы провели работу по подготовке к отопительному сезону. Он отремонтировал ряд объектов, состояние которых не было критическим.
Прежде всего, необходимо предотвратить серьезные аварии и обеспечить бесперебойную подачу тепла в дома. Но не следует забывать, что главная задача – открыть новые источники энергии, постепенно обновить сети и модернизировать всю коммунальную отрасль.
Сейчас тепловые сети практически не работают. Правительство и акиматы должны действовать смело и незамедлительно принимать необходимые меры. Без этого этого не произойдет.
– Все это означает, что состояние объектов энергетической безопасности в стране неудовлетворительное. В своем выступлении вы заявили, что вопрос о том, строить или не строить АЭС, будет решаться путем всенародного референдума. Хотя АЭС и считаются «зеленой» энергетикой, в обществе существуют разные мнения по этому поводу. План строительства такого объекта имеет геополитическую подоплеку. Какова ваша позиция?
– Чистая атомная энергетика имеет большое значение для Казахстана. Это особенно важный вопрос, который напрямую влияет на будущее экономики страны. Мы занимаем первое место в мире по добыче природного урана. Мы также сами производим компоненты ядерного топлива. Именно поэтому я уделяю особое внимание месту строительства АЭС на территории нашей страны. В конце концов, вопрос энергетической безопасности лучше рассматривать с точки зрения реальных потребностей и возможностей, а не геополитического интереса, и решать его на основе научных исследований.
Есть и те, кто категорически против строительства АЭС в стране. Это понятно. Многие не забыли ужасы Семипалатинского ядерного полигона. Есть и другие сложности, требующие пристального внимания. Например, нельзя исключить стоимость и воздействие проекта на окружающую среду.
Поэтому, учитывая значимость этой инициативы, я предложил вынести вопрос строительства АЭС на всенародный референдум. В моей предвыборной программе 2019 года было четко сказано, что такие решения, которые очень важны для нашего народа, могут быть приняты только путем референдума. Вот что означает понятие «государство, прислушивающееся к голосу народа» и практическая реализация принципов «Справедливого Казахстана».
В будущем будет еще много публичных обсуждений. Когда граждане голосуют на референдуме, они должны взвесить последовательные мнения экспертов, выступающих за или против строительства АЭС, учесть их и принять решение. Народ будет решать, строить АЭС или нет.
– В прошлом году в области внешней политики была проделана большая работа. Казахстан смог максимально серьезно выразить свою позицию на различных саммитах и форумах. У вас было много встреч с лидерами мирового уровня. В частности, возросла значимость региональных встреч «С5+». Понятно, что всему этому в определенной степени способствовала ваша репутация в мировой дипломатии. Какие важные события произойдут в нашей внешней политике в ближайшее время?
– Казахстан защищает свои национальные интересы и выполняет свои стратегические задачи, проводя эффективную и взвешенную внешнюю политику. У нас неизменные цели. Это сохранение суверенитета и территориальной целостности страны, защита прав и интересов граждан Казахстана, создание максимально благоприятных условий для стабильного развития нашей экономики. Когда я десять лет был министром иностранных дел, я принимал непосредственное участие в определении этих приоритетов. В нынешней турбулентной геополитической ситуации нам важно развивать взаимовыгодное сотрудничество со всеми нашими зарубежными партнерами, особенно с соседями.
Вы правильно поняли, что актуальность интеграции модели «С5+» возрастает. Центральная Азия – быстро развивающийся регион со своим взглядом на геополитическую ситуацию. Сегодня этот регион является местом новых возможностей для торговли, инвестиций, бизнеса и инноваций. Именно поэтому страны мира уделяют Центральной Азии особое внимание. Модель «С5+» стала важной диалоговой площадкой.
Без стабильного и высокого уровня диалога, основанного на взаимном доверии, государствам региона было бы невозможно быстро развивать отношения с другими влиятельными странами. В последние годы в этом направлении наблюдается некоторый прогресс. В частности, эффективно проходят ежегодные консультативные встречи глав государств Центральной Азии. Кстати, Казахстан как председатель в этом году организует аналогичную встречу. Я только что упомянул, что в 2024 году наша страна будет председательствовать в ряде влиятельных организаций и объединений на региональном и международном уровнях.
Еще одно важное событие – Астанинский международный форум. В коллегиальном заседании, которое пройдет в июне этого года, примут участие многие мировые лидеры и руководители глобальных компаний. На встрече будут обсуждаться общие для всех стран вопросы, такие как изменение климата, нехватка продовольствия и энергетическая безопасность.
Большое значение имеет договоренность о проведении совместно с Францией международного форума «Единый водный саммит» в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Это собрание внесет значительный вклад в глобальное движение по изменению климата.
– Президентские выборы пройдут в России в марте 2024 года. Как, по вашему мнению, это событие повлияет на ситуацию в мире и в регионе?
– В этом году выборы пройдут не только в России, но и в США, Великобритании, Индии, Азербайджане и других странах. Также избираются депутаты Европейского парламента. Конечно, мы внимательно следим за этими избирательными кампаниями.
Нет сомнений, что президентские выборы в России очень важны для нас. Потому что отношения между Астаной и Москвой находятся на очень высоком уровне. Всем очевидно, что Россия является главным партнером и союзником Казахстана. За последние тридцать лет укрепились основы межгосударственных отношений. Между двумя странами подписано более 300 договоров и соглашений. Механизмы двустороннего сотрудничества во всех сферах работают. Политический диалог на высоком уровне развивается быстрыми темпами. Мы действуем сообща в рамках многосторонних структур, а также в процессе обеспечения региональной стабильности и международной безопасности.
В прошлом году Владимир Путин совершил официальный визит в Казахстан. Понятно, что это было одно из главных событий, ожививших двусторонние отношения. В ходе переговоров мы еще раз уточнили, что стратегическое партнерство и отношения между нашими государствами не будут отклоняться от характера настоящей дружбы.
Россия является основным торгово-экономическим партнёром Казахстана. Товарооборот двух стран за первые 10 месяцев 2023 года составил 21,4 миллиарда долларов. Стоит отметить, что наша граница самая длинная на суше.
Особое значение всегда придается укреплению связей в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах. В этом году исполняется 225 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Пушкина. Это важное событие не только для России, но и для Казахстана. Потому что Пушкин, как и Хаким Абай, является одним из главных символов дружбы и культурных связей между двумя народами.
Не следует забывать, что Российская Федерация играет очень важную роль в мировой политике и является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Президент России Владимир Путин – человек, который влияет на глобальный климат и словом, и делом. Не секрет, что весь мир учитывает позицию России. Ни одна проблема в мире не может быть решена без участия этого государства. Это ясно с Луны.
Поэтому международное значение президентских выборов в такой гигантской стране, как Россия, всегда высоко и на это обращают внимание многие страны мира.
– Отношения с Китаем играют важную роль во внешней политике страны. В последние годы видно, что отношение казахстанского общества к восточному соседу начало улучшаться. Как будет развиваться сотрудничество с КНР в дальнейшем?
– Сегодня отношения между Казахстаном и Китаем стремительно развиваются в духе дружбы, добрососедства и вечного стратегического партнерства. Вместе с Председателем Си Цзиньпином мы вступили в новое «золотое тридцатилетие» сотрудничества Казахстана и Китая. В прошлом году я посетил Китай не один, а два раза. Это яркое свидетельство тесного сотрудничества между нашими странами.
Мы провели содержательные переговоры с китайским лидером в Сиане и Пекине и достигли важных соглашений. Мы разработали конкретные способы ее реализации. Подобные личные встречи показывают, что отношения Астаны и Пекина находятся на высоком уровне. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что казахстанско-китайские отношения являются примером для многих.
Взаимная торговля между двумя странами увеличивается с каждым годом. По итогам 10 месяцев 2023 года его объем достиг 24,3 миллиарда долларов. Это новый рекорд! Сейчас мы активно работаем над увеличением видов отечественных товаров на экспорт и увеличением грузоперевозок в КНР. Китай уже давно является одним из крупнейших инвесторов, вложивших значительные средства в экономику Казахстана. На данный момент КНР инвестировала в нашу страну 24 миллиарда долларов.
Тот факт, что у нас есть общая граница с Китаем, тот факт, что мы находимся в рациональном месте между Востоком и Западом, дает нам прекрасную возможность транспортировать китайские товары в различные направления через территорию Казахстана. Потому что в рамках третьего форума «Один пояс, один путь», прошедшего на высоком уровне в Пекине, был подписан ряд важных документов. Среди них можно отметить соглашение о совместном развитии Транскаспийского международного транспортного коридора и меморандум о строительстве железной дороги по направлению «Аягоз – Тачен». Уверен, что эти соглашения дадут новый импульс транспортно-логистическому сектору страны. Казахстан полностью поддерживает китайский мегапроект «Один пояс, один путь». Мое выступление на форуме, состоявшемся в октябре прошлого года в Пекине, является лишним тому подтверждением.
Вступил в силу режим безвизового режима между Казахстаном и Китаем. Это очень важно. Теперь наши соотечественники могут свободно выезжать и приезжать в соседние страны. Надеюсь, что наши граждане оптимально воспользуются этой возможностью.
Наша страна не должна иметь неоправданных опасений по поводу Китая, основанных на тех же предрассудках или навязанных нам извне. Современный Китай – высокоразвитая страна, в том числе страна, добившаяся больших успехов в области передовых технологий. Весь мир это признает. Поэтому для Казахстана очень важно сотрудничать с нашим восточным соседом, эффективно использовать преимущества дружественных отношений и взаимного доверия.
– На состоявшейся недавно церемонии награждения лауреатов премий «Парыз» и «Алтын Сапа» вы призвали наших соотечественников смотреть вперед и стремиться к далеко идущим целям. Вы упомянули, что не следует слишком гордиться старостью и не упускать из виду путь роста и развития. Что ты имеешь в виду? На что, по вашему мнению, необходимо обратить внимание обществу?
– Помимо повседневных задач важно сосредоточиться на долгосрочных целях. Мы сосредотачиваемся на тривиальных вещах и тратим всю свою энергию на тривиальные дела. Хуже того, мы становимся нечестными, следуя лжи других. Мы не должны отвлекаться от стратегического направления развития страны, беспокоясь о таких бесполезных вещах.
Сколько надо злиться на то, что мы когда-то были великой нацией или разжигать старые обиды и красногорло спорить?! Невозможно поддаться такой старости. Очевидно, что история является важной частью нашей национальной идентичности. Поэтому государство в настоящее время системно работает в этом направлении. В частности, издается множество книг на различные темы. Создаются новые научные учреждения и модернизируются старые. Недавно завершилась масштабная исследовательская работа по оправданию жертв сталинских репрессий. Словом, исследование нашей многовековой истории и восстановление исторической справедливости остается одной из наших главных задач.
Однако то, кем мы являемся сейчас и, что более важно, кем мы будем в будущем, важнее того, кем мы были раньше. Поэтому мы не должны проявлять единство только тогда, когда оцениваем, через какие трудности мы прошли, но мы также должны вместе шагнуть в будущее. Мы не должны жить тоской по прошлому. Наоборот, мы должны стремиться к совершенствованию своего будущего и реальными делами доказывать величие нации. Мы должны остерегаться слепого подражания чуждым нашему мировоззрению культурам, ложному патриотизму, высокомерию и высокомерию. Мы не должны закрывать глаза на недостатки нашего народа и избавляться от них. Все это особенно важно для будущего Казахстана, живущего в нестабильное, меняющееся каждый день время.
Поэтому, если мы хотим, чтобы наша нация росла и развивалась, мы должны учиться на хорошем и учиться на плохом. Тяжелый труд и творчество должны высоко цениться в обществе, образование и инновации должны цениться. Также должно преобладать трезвое и серьёзное отношение к жизни. Скажу откровенно, некоторые представители интеллигенции, считающие себя «сливками нации», не выполняют эту миссию на своем уровне. Вместо того, чтобы подавать пример нации, они не могут не разжигать мелочные разговоры, как обычно повторяют, что «наш народ очень мудрый», или жалуются властям, что они «не исправили мою ситуацию». Таким образом, допускается фальшь в развитии национальной идеологии.
Как дальновидная нация, мы должны выбрать путь, который объединяет наших людей, а не разделяет их, и смотреть вперед. Национальные ценности должны быть превыше всего. Я говорю об этом все время. Еще раз повторяю, трудолюбие, образование, профессионализм, единство, сплоченность, симпатия, деловость, инициатива, честность, скромность и бережливость – качества и ценности настоящего патриота и честного гражданина. Мы можем стать качественной нацией, только увеличивая мощь нашего народа и всесторонне прославляя такие качества и ценности, которые ведут к успеху, и внедряя их в сознание поколений.
– Нельзя не упомянуть еще об одном вопросе. Позже в обществе процветают насилие и жестокость. Каждый день поступают сообщения о том, что женщины и дети подвергаются насилию и избиениям. Что делается государством, чтобы искоренить подобные преступления и навсегда остановить их?
– С моей стороны принимаются конкретные меры по предотвращению и пресечению подобных преступлений. Женщины-следователи должны были расследовать преступления, связанные с насилием в отношении женщин и детей. Также восстановлен штат специалистов, занимающихся защитой женщин от насилия в органах внутренних дел, усилена их компетентность.
Мы не ограничиваемся этим. В прошлом году мы пересмотрели способы борьбы с бытовыми правонарушениями в семье. С 1 июля полиция начала регистрировать уголовное дело по факту выявления преступления, а не по заявлению потерпевшего. То есть жалоба жертвы насилия не является обязательной для возбуждения дела о таких преступлениях. Значительно усилена административная и уголовная ответственность виновников домашнего насилия. Сторонам, участвующим в таком деле, больше не будет предоставлена вторая возможность примириться, чтобы жертва не подвергалась повторному давлению.
Также в рамках моего обращения к народу группа депутатов Мажилиса работает над проектом закона о новых и эффективных мерах по борьбе с домашним насилием.
– В ноябре прошлого года большой резонанс в обществе вызвало убийство мужчиной своей жены. После этого случая в социальных сетях была опубликована неофициальная петиция об ужесточении наказания для лиц, виновных в домашнем насилии в отношении женщин и детей, получившая большое количество подписей. Однако закон «О петициях» вступит в силу только в апреле этого года. Вот почему стало известно, что эта петиция является незаконной. Многие обеспокоены тем, что «закрытый банк так и останется закрытым». Скажите, вы поддерживаете ужесточение наказания за домашнее насилие?
– Я хочу, чтобы в стране установился принцип «закона и порядка». Поэтому позвольте мне ответить четко, я полностью поддерживаю ужесточение наказания за домашнее насилие. Независимо от того, соответствует ли ваше обращение требованиям законодательства, мнение граждан обязательно учитывается. В этом нет сомнений.
В то же время изменения в законодательстве не принесут большой пользы, если в обществе не выработается понимание абсолютной нетерпимости к любым формам тирании и насилия. Требуя ужесточения наказания для виновников насилия, общественность завораживает приключениями в мире преступности не только законопослушных героев фильмов, но даже самих реальных преступников. Эта ситуация кажется совершенно противоречивой и очень странной. Не так ли?! Мы как вся страна должны предотвращать любую деятельность, которая разрушает общество изнутри и стремится оправдать бесчеловечное поведение и правовой нигилизм.
Нам нужно быть едиными и смелыми в борьбе с беззаконием и жестокостью. Также общество должно решительно осудить и совместно бороться с нарушением норм и правил и ценностей, общечеловеческих в целом.
– Граждане, которые с вами работают, говорят, что вы очень требовательный руководитель. На какой принцип вы опираетесь в кадровой политике? Какие у вас отношения с подчиненными?
– Государственные служащие не должны быть только профессионалами, прекрасно выполняющими свои обязанности. Они всегда должны быть инициативными гражданами, которые своим реальным трудом приносят пользу стране и могут продемонстрировать народу жизнеспособность перемен. Также это должны быть не только образованные и квалифицированные, но и внимательные, дисциплинированные и порядочные люди, соответствующие своим словам и делам. Гораздо важнее, чтобы граждане, которые служат под моим началом, были лояльны идее создания справедливого Казахстана, а не мне.
Должностные лица и лидеры всех уровней должны иметь возможность понимать корни общества, прислушиваться и понимать потребности граждан, принимать соответствующие своевременные и эффективные меры и принимать правильные решения. Это самое важное требование. Они должны твердо придерживаться принципа, что «не человек для государства, а государство для человека».
– Продолжим кадровый вопрос. В результате реформ многие талантливые молодые люди получили возможность проявить свои способности на государственной службе. Сейчас они работают в парламенте, маслихатах, министерствах и других ведомствах. Вы всегда поддерживаете представителей нового поколения. Однако считается, что молодым лидерам не хватает опыта и рассудительности. Угадай, что?
– Я верю в молодёжь казахской страны. Поэтому были приняты комплексные меры по открытию им возможности служить в ветвях исполнительной и законодательной власти. Сформирован президентский молодежный резерв. На руководящие должности государственной службы стали назначать профессиональных молодых специалистов, прошедших несколько этапов отбора.
В рамках политических реформ были введены квоты для женщин, молодежи и людей с ограниченными возможностями при составлении избирательных списков партий и распределении депутатских мандатов. В результате многие молодые патриоты стали депутатами Мажилиса и Маслихата. Голоса молодежи стали отчетливо слышны во власти. Столь конкретные шаги дали новый импульс обновлению состава власти.
Теперь мир меняется не каждый год, а каждый день. Появляются новые технологии, специальности и отрасли. Пересматриваются организация работы и методы управления. В этой ситуации возрастет роль молодых людей, способных приобретать новые профессиональные навыки и эффективно использовать передовые знания. Наши яркие молодые люди умеют оценивать будущее и стремиться к последовательному развитию. Поэтому я не могу согласиться с мнением, что им не хватает здравого смысла. Но властным структурам нужен как опыт старшего поколения, так и новые идеи молодого поколения. Здесь не нужно экспериментировать. Некоторые эксперты не чураются мнения, что “Президент Токаев стабилизировал систему, никаких изменений не произошло, старый состав остался на месте”. За этим кроется злое намерение разрушить гармонию общества и расшатать основы нашей государственности. Последствия спешки могут быть серьезными.
Молодым лидерам часто не хватает опыта. Высокомерие и слабая самокритичность иногда мешают им проявить свои коммуникативные способности на высоком уровне. Тем не менее, мы даем возможности новому поколению профессионалов. Эта политика будет продолжаться и в будущем.
– Мемуары первого президента горячо обсуждались в обществе. Вы наверняка тоже читали эту книгу. Каково было ваше впечатление, будучи непосредственным свидетелем многих решений и событий? Вы думаете о написании собственных мемуаров?
– Я думаю, что эта книга будет интересна читателям как летопись создания независимого государства. Один оратор однажды сказал: «Даже если в мемуарах рассказана половина правды, этого достаточно, чтобы оценить масштаб исторических событий».
Нурсултан Назарбаев – историческая личность, ставшая свидетелем нескольких эпох. Свою карьеру комсомольского активиста он начал еще при Хрущеве, а через шестьдесят с лишним лет ушел в отставку. Всем известен его вклад в становление независимого государства Казахстан. Это личность, заслуживающая справедливой исторической оценки.
Я всегда прилежно читаю мемуары, публицистические произведения, политические очерки. Что касается вопроса, то для меня нынешний период – не время писать мемуары.
– По словам людей, в свое время вы запрещали руководителям регионов встречать вас из самолета с цветами, накрывать пышный стол, проводить концерты и шоу. Это правда?
– Когда я впервые приехал в страну в качестве президента, мэры старались организовать торжественные мероприятия, накрывали большой стол, вывешивали рекламные щиты. Теперь все это запрещено. В регионы езжу только по делам. Я уверен, что со временем такие навыки работы будут сформированы и на местах. Сборы людей, трата больших денег и организация торжественных мероприятий будут прекращены навсегда.
– Касым-Жомарт Кемелулы, спасибо за содержательное интервью. Мы верим, что в Новом году будет много важных событий. В конце нашего интервью я задам еще один вопрос. Как вы встретили 2024 год?
– Новый год – это, конечно, важная веха, открывающая новую страницу календаря. В этот момент принято подводить итоги прошедшего года и планировать будущее. С одной стороны, Новый год для меня не священный праздник. Более того, мы не должны забывать и наш собственный Новый год – Аз Наурыз. Этот праздник – настоящее естественное начало года, подводящее жизнь к концу.
Наурыз – символ обновления и обновления. Поэтому нам необходимо обогатить содержание родного праздника, максимально подчеркнуть его и отметить по-новому. Я считаю, что этот шаг будет способствовать организации общества, уточнению нашей национальной идентичности и укреплению единства страны.
В завершение выступления желаю всему нашему народу процветания! Самое главное, чтобы наша страна была в безопасности, а наш народ жил в мире! Пусть наш дорогой Казахстан растет и процветает!
Беседовал
Дихан КАМЗАБЕКУЛЫ
Добавить комментарий