“Это уже системные проблемы” – аграрии о ГСМ и импорте зерна

“Это уже системные проблемы” – аграрии о ГСМ и импорте зерна

Непростую ситуацию с льготным дизельным топливом и импортом российского зерна, которые дестабилизируют рынок, обсудили на заседании отраслевого совета по вопросам АПК на площадке Палаты предпринимателей Костанайской области.

Уборочная кампания в самом разгаре, аграрии заранее закупили льготное дизельное топливо. В июле его цена была установлена в размере 283 тенге за литр, а в середине августа ее снизили до 250 тенге. И теперь в сложной ситуации оказались как сельхозпроизводители, так и операторы ГСМ.

“Многие аграрии уже выкупили и завезли топливо по 283 тенге. Теперь новые объемы отдают по 250 тенге. Получается, что аграриев поставили в неравные условия, которые скажутся на себестоимости урожая. А вопрос компенсации не решается. В недоумении и операторы, которые закупили топливо по 283 тенге, как они его будут продавать по 250 тенге. Сегодня топлива по такой цене на рынке еще нет. Операторы только оплатили августовские объемы, но когда они появятся в области, никто не знает”, – отметил член Комитета АПК регионального совета Палаты предпринимателей Костанайской области Александр Бородин.

По данным руководителя управления сельского хозяйства и земельных отношений Костанайской области Ибрагима Бекмухамедова, для области выделено 85,1 тыс. тонн льготных ГСМ. В июле была установлена цена в 283 тенге, после поручения Премьер-министра 18 августа она была снижена до 250 тенге. По июльским объемам перерасчета с операторами не будет, потому что они и сами закупали по высокой цене.

В свою очередь операторы утверждают, что для того, чтобы не сорвать уборочную кампанию они закупили половину от выделенного им объема по июльской цене. И сейчас продавать его по сниженной стоимости не могут. А августовские объемы поступят не раньше, чем через 10 дней.

“Сейчас нам звонят аграрии и просят продать им топливо по 250 тенге. Мы просили у управления сельского хозяйства рекомендации, как нам быть. Мы купили ГСМ по 283 тенге и не можем одному хозяйству отдать по 250 тенге, другому – по 283 тенге. В этой ситуации мы готовы пойти на уступки и продавать в пропорции 30% дорогого топлива и 70% дешевого”, – отметили операторы.

По словам директора ТОО “Азия Алтын 2000” Светланы Михайленко, сейчас аграрии оказались разделены на три категории: те, кто еще ничего не покупал и заплатит за ГСМ по 250 тенге, вторая – кто оплатил только половину, третья – те, кто уже все оплатил и вывез. Получается, что самые рачительные оказались в проигрыше.

“Это уже системная проблема. И такая ситуация не только с топливом, но и с химией и сельхозтехникой”, – добавила директор хозяйства.

По словам аграриев, сегодня идет уборка урожая и в соседней России, где ожидается большой объем, который может хлынуть в Казахстан. Тем самым снова обрушить цены на внутреннем рынке.

“Понятно, что мы находимся в ЕАЭС, но нам нужно защищать своих товаропроизводтелей. Мы предлагаем закрыть границу для импорта российского зерна до 10 апреля 2024 года. Даже если разрешат ввоз железнодорожным транспортом, то нужно ввести пошлину на ввоз. Сегодня вагоны с зерном приходят по цене 78 тыс. тенге за тонну. Как нам конкурировать с такой ценой? Сегодня наша себестоимость составляет почти 80 тыс. тенге. А Продкорпорация уже поставила цену 70 тыс. тенге. Мы разорим АПК”, – отметил Александр Бородин.

В сложившейся ситуации для поддержки сельхозтоваропроизводителей, когда затраты выросли, а стоимость зерна приближается к отметке 80 тыс. тенге за тонну, аграрии предложили направить письмо Премьер-министру с просьбой рассмотреть вопрос о закупе зерна у предприятий, в том числе и форвардном по цене 100 тыс. тенге. По их мнению, это существенно поможет хозяйствам выполнить свои обязательства по кредитным договорам, по обязательствам перед поставщиками, обеспечит стабильность работы агроформирований, возможность дальнейшего технического переоснащения, и качественной подготовки к посевной 2024 года.

Члены Совета также предложили выйти с просьбой к Минэнерго компенсировать затраты операторов дополнительным объемом топлива. Свои предложения по ситуации с льготным дизтопливом и импортом зерна внесет Ассоциация товаропроизводителей области, а эксперты Палаты в НПП «Атамекен», для внесения на рассмотрение Премьер-министром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!