В Костанайской области снова заговорили о проблемах на пункте пропуска «Кайрак»

В Костанайской области снова заговорили о проблемах на пункте пропуска «Кайрак»

Несмотря на запуск электронной очереди CarGoRuqsat, водители грузовиков вынуждены ждать часами перед границей с Россией.

Очередь растягивается на километры вдоль трассы, создавая аварийные ситуации и вызывая возмущение перевозчиков. На заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей Костанайской области представители бизнеса, госорганов и дорожных служб обсуждали, как снять напряжение. Главное предложение – выделить участок под временную накопительную площадку.  Но решение упирается в отсутствие финансирования.

Электронная очередь не спасает

Водители заявляют: система CarGoRuqsat не избавила от хаоса, а в ряде случаев только усугубила ситуацию. Председатель отраслевого совета по транспорту Валерий Сусаренко привел пример из личного опыта.

– Неделю назад я проехал через границы Чехии, Словакии, Турции, Грузии. Везде – цивилизованные условия: накопители, шлагбаумы, душ, туалеты. Машины не мешают движению, водители ждут талон и спокойно пересекают границу. А у нас бронируешь время онлайн – и все равно стоишь в живой очереди. Стоянки нет, дороги забиты, условия ожидания нулевые. Вот чего перевозчики ждали от новой системы, но этого не сделали, – отметил он.

По словам перевозчиков, ситуация особенно остра ночью. Фуры выстраиваются в два ряда, пешеходы идут по проезжей части к КПП за едой или страховкой. Освещения нет, что создает риск ДТП. Ночью безопасность пешеходов под угрозой – они идут к КПП по проезжей части. На загруженных пунктах очередь в системе может быть заполнена за 2‑3 недели вперед, а на деле многие слоты остаются фиктивными из‑за ошибок или рассинхронизации.

– Бронь на границе жестко привязана к одному направлению. Если машина уже заняла очередь на Китай, о параллельной на Россию можно забыть, – говорят участники совещания.

Водители жалуются и на невозможность перенести бронь без потерь: если отказался от забронированного времени, деньги не возвращают, а слот пропадает.

– Система должна была облегчить жизнь, но только добавила проблем. Нет нормальной зоны ожидания, нет офиса для иностранцев, которые не могут разобраться с приложением. В итоге очередь и хаос, – подчеркнул житель Карабалыка Евгений Аристов, автор обращения в палату «Атамекен».

Система CarGoRuqsat: как все начиналось

Согласно приказу министра финансов от 27 июня 2023 года, были утверждены правила пересечения границы для автотранспорта при грузовых перевозках. С 2023 года очередь CarGoRuqsat вводилась на КПП с Россией, Китаем, Узбекистаном и Туркменистаном. С 12 мая 2025 года система электронной очереди «CarGoRuqsat» запустилась на пункте пропуска «Кайрак» в Карабалыкском районе.

Госорганы утверждают, что платформа уменьшает время ожидания, делает процедуру прозрачной и помогает перевозчикам планировать маршруты. Система интегрирована с 18 государственными базами – информация о штрафах, задолженностях и документах проверяется автоматически.

Временное решение

На заседании представители бизнеса предложили простое решение – организовать временную площадку у КПП, чтобы убрать колонну грузовиков с трассы.

– Есть участок земли в 200 метрах от дороги. Пусть хотя бы временно его обустроят – выровняют, осыпят щебнем, установят освещение и биотуалеты. Это не требует миллиардов, но снимет основную часть проблемы, – сказал один из перевозчиков.

Дискуссия разгорелась вокруг того, кто должен заниматься организацией стоянки. Представители АО «ҚазАвтоЖол» заявили, что готовы согласовать участок, хотя он находится в охранной зоне дороги.

– Да, дорога на нашем балансе, охранная зона – 15 метров. Площадка есть, но маленькая. Мы согласуем, если акимат готов организовать временную стоянку, – пояснили в компании.

Акимат: «Денег нет, рассчитываем на бизнес»

Заместитель акима Карабалыкского района Темирлан Ахметов признал, что свободный участок есть, но средств на его обустройство в бюджете нет.

– Да, место есть, примерно 70 на 200 метров. Но на полноценное обустройство площадки денег нет. Мы рассчитывали, что эту задачу возьмет на себя бизнес, который потом сможет развить здесь сервис – магазины, кемпинг. За счет бюджета сделать стоянку в ближайший месяц не сможем, – заявил Ахметов.

По его словам, мораторий на предоставление земель вдоль республиканских дорог также тормозит процесс. Выделить участок официально можно будет только после реконструкции КПП, запланированной на 2026 год.

Таможенники: «Очередь – не больше 50 машин»

Руководитель управления экспортного контроля Департамента госдоходов Павел Унич отметил, что система CarGoRuqsat в целом работает и больших очередей нет.

– От момента брони до пересечения границы проходит максимум 6-7 часов. Очередей на 2-3 дня больше нет, это прошлый век. В начале запуска были сложности из-за машин без допуска к перевозкам и со штрафами, они блокировали дорогу. Но уже месяц, как ситуация стабильна, не более 50 машин в очереди . Перенос брони бесплатен, в случае раннего приезда водителя возможен приоритетный допуск. Система прозрачна: диспетчеры могут видеть загруженность и планировать маршрут, – пояснил он.

При этом он признал, что вопрос накопителя актуален и его планируется закрепить за местными исполнительными органами с выделением финансирования.

– Изменения в приказ уже инициированы. Накопительные площадки будут обязанностью акиматов, с финансированием. Но это вопрос не одного дня, – уточнил Унич.

Перевозчики с доводами таможенников не согласились.

– Какие 50 машин? Мы стоим по 100 фур, бывает сутками. Если все так хорошо, зачем тогда к вам обращения и фото километровых очередей? – возмутился председатель Совета предпринимателей Арман Шаменов.

Он подчеркнул, что решения нужны уже сейчас, иначе электронная очередь останется «фикцией на бумаге».

– Сегодня водители ждут на трассе без туалетов, света, информации. Завтра мы соберемся снова с теми же жалобами. Надо хотя бы временно убрать транспорт с проезжей части, – сказал Шаменов.

Итог: обращения подготовят, но сроки неясны

По итогам обсуждения Совет предпринимателей решил направить официальные письма в акимат Карабалыкского района, АО «ҚазАвтоЖол» и прокуратуру. Цель – выделить участок и начать подготовку хотя бы к временной площадке.

– Да, процесс не быстрый, но начинать его надо сейчас. Каждый день – это риск аварий и убытки для перевозчиков, – резюмировал Арман Шаменов.

Однако конкретных сроков обустройства стоянки так и не назвали. Чиновники ссылаются на отсутствие финансирования, дорожники – на мораторий, а перевозчики продолжают стоять в «живой» очереди на трассе.

Реконструкция КПП: ждать до 2026 года?

Полноценная модернизация «Кайрака» запланирована только на 2026 год. Проект предполагает расширение дороги до четырех полос и строительство накопителя на 120 машин. Пока проектно-сметная документация не готова, и неизвестно, когда начнутся работы.

– 2026 год. До этого времени очереди никуда не денутся. Мы за то, чтобы действовать параллельно – запускать временные решения и готовить капитальные проекты, – отметил Валерий Сусаренко.

Ситуация у «Кайрака» остается напряженной. Электронная очередь не решила проблему пробок, а отсутствие минимальной инфраструктуры делает ожидание у границы настоящим испытанием для водителей. Временная стоянка могла бы стать первым шагом к решению, но пока власти и бизнес только обсуждают ее создание.

Вопрос, вынесенный на Совет предпринимателей, показал разрыв между официальной статистикой и реальностью, которую видят перевозчики. Если в ближайшие месяцы не появится хотя бы временная площадка с освещением и санитарными условиями, проблема очередей у «Кайрака» рискует стать хронической.

Вывод: система работает, но логистика подводит

Система CarGoRuqsat – шаг к цифровизации и прозрачности процедур на границе, отмечают эксперты. Но без инфраструктуры – стоянок, офисов, душевых и освещения – признают все участники этого совещания – проблема остается нерешенной. Перевозчики продолжают стоять на трассе без удобств, несмотря на брони в системе. Пока чиновники видят стабильность, бизнес видит реальный беспорядок, неудобства и риски.

Электронный инструмент хорош, но работает лишь при наличии физической среды для его функционирования. Сейчас настало время скоординированных действий – и бизнес, и власть готовы к диалогу. Главное – начать, пусть даже с временного накопителя и мини‑инфраструктуры. Тогда и система заработает, и очередь превратится из проблемы в эффективно управляемый процесс.

Татьяна МОРОЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!