Музыка по правилам
Песни звучат в кафе, магазинах, фитнес-центрах, салонах красоты и торговых центрах ежедневно – и, зачастую, бесплатно для посетителей. Но за это «бесплатное» использование кто-то должен заплатить.
Согласно казахстанскому законодательству, любое публичное воспроизведение музыки, даже через обычное радио или колонку, требует заключения договора с организациями, управляющими авторскими и смежными правами.
Это требование касается как крупных концертных площадок и телестудий, так и небольших заведений с десятком посадочных мест.
В последние два года вопрос исполнения закона об авторском праве стал особенно актуальным. В 2023 году были утверждены минимальные ставки вознаграждений, в 2024 году участились проверки, а в 2025-м – стартовала новая волна разъяснительной работы. Их главная цель – наладить диалог, объяснить нормы закона и предупредить возможные конфликты.
Как предпринимателям не попасть под штрафы и обеспечить правомерное использование музыки? Что делать, если в заведении просто включено радио? Почему пользователи должны платить отдельно за музыку, даже если радио уже отчисляет авторские? Как определить, с какой из пятнадцати зарегистрированных организаций по коллективному управлению правами (ОКУП) заключить договор? И как контролируется использование композиций на практике? Эти и другие вопросы прозвучали на встрече, организованной департаментами юстиции Акмолинской, Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей.
Участие приняли представители малого и среднего бизнеса, заведений культуры и досуга, а также руководители организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.
Цель семинара – наладить диалог между предпринимателями и аккредитованными организациями по защите авторских прав, разъяснить ключевые положения закона, актуальные ставки и порядок заключения договоров.
Кто такие ОКУПы
и зачем они нужны?
Организации по коллективному управлению правами (ОКУП) – посредники между правообладателями и пользователями произведений. К примеру, владелец кафе, где звучит музыка, обязан заключить договор с одной из таких организаций и регулярно выплачивать вознаграждение авторам или их представителям. Заместитель председателя Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК Гульнара Хакен подчеркнула: «Сфера коллективного управления правами помогает правомерно использовать произведения авторов. Благодаря заключенному договору пользователь становится защищенным юридически, и к нему не будет претензий со стороны третьих лиц».
По ее словам, на 2025 год в Казахстане зарегистрированы 15 организаций, осуществляющих коллективное управление правами. Однако одна из них приостановила деятельность по решению суда, а еще одна фактически не ведет активной работы.
Таким образом, для пользователей остается 13 работающих ОКУПов. Каждая из них может представлять интересы авторов и заключать лицензионные договоры.
Выбор за пользователем
Генеральный директор частного учреждения «Аманат», одной из аккредитованных организаций, Любовь Балмагамбетова напомнила, что выбор ОКУПа – право пользователя.
– Если вы используете музыку в коммерческой деятельности – в кафе, баре, фитнес-клубе, салоне, гостинице, вы обязаны заключить договор с организацией, представляющей правообладателей. Да, таких организаций несколько, и вы можете выбрать ту, чья политика, условия и ставки вам наиболее понятны, – подчеркнула она.
На сайтах таких организаций размещены реестры правообладателей, каталоги произведений, ставки, финансовые отчеты, порядок расчетов и даже списки действующих пользователей.
Например, на сайте «Аманат» можно ознакомиться с положением о ставках, скачать шаблон договора и получить консультацию по почте.
Кто и сколько платит?
Для расчета вознаграждения предусмотрены стандартизированные ставки. Они дифференцированы по типу заведения, количеству посадочных мест и характеру использования музыки. Караоке-бары, рестораны, дискотеки, радио и ТВ – все это отдельные категории. Чем больше используется музыки, тем выше размер выплат.
Любовь Балмагамбетова также пояснила: «Даже если в вашем кафе просто играет радио, вы все равно обязаны платить вознаграждение, так как радио оплачивает вещание в эфире, а вы – публичное сообщение произведения через аудиосистему».
Все договоры являются гражданско-правовыми. Минимальные ставки утверждаются приказами Минюста РК (например, приказы №400 и №401 от июня 2023 года), и применяются в тех сферах, где невозможно заключить индивидуальные договоры.
Автор должен получать за труд
Еще один важный аспект – сбор вознаграждений за частное копирование. Это когда пользователь, не нарушая закон, скачивает песню или фильм на свое устройство – смартфон, ноутбук, планшет – для личного использования. Автор при этом не получает напрямую оплату, но его интересы защищаются иначе.
Об этом подробно рассказал председатель Евразийского союза правообладателей Асет Блиев.
– По закону, с 2007 года автор имеет право на вознаграждение за частное копирование. Но в Казахстане до 2019 года авторы фактически ничего не получали. Мы начали работать в этой сфере, взаимодействуем с импортерами техники, через которых вознаграждение и поступает. Оно составляет всего 0,7% от таможенной стоимости устройства, но дает возможность авторам получать доход, – пояснил собеседник.
Сумма распределяется между авторами, исполнителями, производителями фонограмм и аудиовизуальных произведений. Это особенно важно, поскольку большинство казахстанских авторов не имеет стабильного дохода и зачастую работает как фрилансер без соцгарантий.
А как в Костанайской области?
Ситуация в регионе, как показали вопросы участников семинара, отражает общереспубликанскую картину. Предприниматели из Петропавловска, Костаная, Рудного и других городов жаловались на запутанность системы, сложность выбора ОКУПа и высокую финансовую нагрузку.
Тем не менее, как отметили представители юстиции, задача государства – создать прозрачные и понятные условия для всех сторон:
– Мы не хотим доводить ситуацию до штрафов и судов. Нужно развивать культуру уважения к интеллектуальной собственности. Это касается и музыки, и фильмов, и дизайна, и программного обеспечения, – прокомментировали организаторы семинара.
По данным Палаты предпринимателей Костанайской области, значительная часть малого бизнеса до сих пор не заключила договоров с ОКУПами. В то же время в судах региона в 2024 году рассматривалось не менее 30 дел по фактам неправомерного использования музыки.
Почему важно платить?
Каждая песня – это интеллектуальный труд. За ней стоят автор слов, композитор, исполнитель, звукорежиссер и продюсер. Закон защищает этот труд, и коллективное управление – один из механизмов такой защиты.
Юридическая неопределенность, желание сэкономить или просто незнание закона не освобождают от ответственности. При этом современная система коллективного управления правами позволяет предпринимателю действовать законно, избежать конфликтов и поддерживать казахстанских артистов.
Онлайн-семинар показал: сфера авторского права выходит из тени. Она сложна, многослойна, но необходима. Работающие цифровые решения, открытость ОКУПов, разъяснительная работа юстиции и спрос на справедливость со стороны бизнеса – все это шаги к цивилизованному интеллектуальному рынку в Казахстане.
В ближайшие годы можно ожидать усиления контроля за исполнением законодательства и дальнейшего развития цифровых сервисов. А значит, каждый из нас – будь то предприниматель, журналист, музыкант или просто слушатель – должен осознанно относиться к праву творца на честное вознаграждение.
Татьяна МОРОЗ
Добавить комментарий