«Единый реестр субъектов и объектов проверок» (ЕРСОП)
Порядок организации и проведения государственного контроля и надзора регламентирован главой 13 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), в котором предусмотрено 8 оснований для назначения внеплановых проверок субъектов (объектов) контроля и надзора.
Одним из оснований внеплановых проверок – обращения физических и юридических лиц, а также по обращениям государственных органов по нарушениям требований законодательства Республики Казахстан при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств.
В данном случае обращения могут быть поданы гражданами, юридическими лицами и госорганами, чьи непосредственно права и интересы нарушены, так и от имени третьих лиц, для восстановления прав.
При этом обязанность в предоставлении подтверждающих материалов и убедительных оснований, и доводов, содержащихся в обращениях (письмах), возлагается на лиц, обратившихся в государственный орган за защитой и принятием мер.
Свою очередь государственный орган обязан при решении о назначении проверки предоставить все необходимые материалы для регистрации.
В другом случае, проверки могут назначаться также и по обращению субъекта контроля и надзора о несогласии с первоначальной проверкой (повторная проверка).
Также основанием могут являться поручения органов прокуратуры по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства.
А также по поручениям органов уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
Где назначение проверок, а также последующая их регистрация должны осуществляться по материалам, зарегистрированным в ЕРДР и только при наличии требования о производстве проверки, согласованного с прокурором.
Указанный перечень оснований, а также порядок организации и проведения проверок предусмотренный главой 13 Кодекса применим не на все сферы государственного контроля.
Так как имеются исключения в некоторых сферах контроля, в рамках которых порядок, основания и сроки проведения государственного контроля определяются законами РК.
К примеру: контроль, связанный с соблюдением требований бюджетного законодательства Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы планирования и исполнения республиканского и местного бюджетов, проводимых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле.
При проведении проверки в данной сфере основанием для аудиторского мероприятия является – поручение.
Внеплановый аудит уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту проводится в 4 случаях, предусмотренных статьей 18 Закона РК «О государственном аудите и финансовом контроле».
С учетом вышеперечисленного, решение о назначении проверки в отношении субъектов контроля и надзора государственным органом независимо от сферы контроля и надзора принимается самостоятельно, при наличии достаточных оснований, соблюдением требований действующего законодательства.
Департаментом Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК по Костанайской области в рамках надзора за законностью в сфере государственной правовой статистики и специальных учетов решение о регистрации принимается при поступлении материалов в Единый реестр субъектов и объектов проверок (ЕРСОП).
Таким образом Департамент Комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК по Костанайской области обеспечивает защиту прав проверяемых субъектов, от незаконных проверок в ходе осуществления регистрации актов.
Л.А.Аманбаева,
Департамент Комитета по правовой
статистике и специальным учетам ГП РК
по Костанайской области
старший прокурор отдела
Добавить комментарий