И танцор, и музыкант, в рукоделии талант…
Разностороннее развитие ребенка во все времена было главной задачей педагогики. По мнению и родителей, и педагогов, дети должны развиваться не только интеллектуально, но и физически, и творчески. И для этого в нашем районе, по крайней мере, все возможности имеются.
Куда пойти и чем заняться?
Все, что развивает ребенка не за партой, называется дополнительным образованием. По данным соответствующего ведомства, дополнительное образование Костанайского района представлено 5 организациями: Детская музыкальная школа, Дом детского творчества, Детско-юношеская спортивная школа, Спортивная школа гольфа, Детско-юношеская спортивная школа по национальным видам спорта.
Охват учащихся, занятых во внеурочное время в организациях дополнительного образования и в школьных кружках и секциях, согласно данным НОБД на сегодняшний день – 8 281 детей, что составляет 84 % от общего числа обучающихся 1 – 11 классов, из которых 29, 5 % или 2 440 обучающихся посещают Дом детского творчества и Детскую музыкальную школу. При этом в Доме детского творчества воспитанники занимаются в 104 кружках по 8 направлениям, а в Детской музыкальной школе образовательные программы реализуются по 9 направлениям.
При этом стоит отметить, что занятия творчеством и спортом доступны не только детям районного центра, но и сельчанам: на базе 28 организаций образования работают отделения Дома детского творчества (22 общеобразовательные школы, 6 основных средних школ), 4 филиала Детской музыкальной школы действуют на базе Озёрной ОШ, Мичуринской ОШ, Владимировской ОШ, Заречной ШЛ.
Кроме того, в районе в рамках дополнительной занятости активно ведут работу члены Республиканской детско-юношеской организации «Жас Ұлан». На 2021 – 2022 учебный год в организациях образования Костанайского района жасулановцев – 3 550, жаскырановцев – 2 850.
С прошлого года в районе набирает обороты дебатное движение школьников. В настоящее время в организациях образования Костанайского района действуют 28 клубов и кружков дебатного движения, из них в школах – 24, в Доме детского творчества – 4. Общий охват дебатным движением составляет 385 учащихся. Также Министерством образования и науки Республики Казахстан в целях вовлечения и приобщения подрастающего поколения к миру театрального искусства в процессе воспитательной работы реализуется просветительский проект на 2020-2025 годы «Дети и театр». В рамках данного проекта в школах района начата работа по открытию театральных кружков.
На сегодняшний день в 11 театральных кружках задействованы более 110 обучающихся, которые выступают перед своими сверстниками и педагогами, родителями и односельчанами на казахском, русском и английском языках.
Что касается спорта, то, по словам директора районной ДЮСШ Дамира Ахтямова, с начала текущего учебного года у них появилась одна новая секция – по бадминтону. Число занимающихся в спортивной школе увеличилось – с 750 до 824 человек. На сегодняшний день в ДЮСШ действуют секции по 13 видам спорта, причем все – на бесплатной основе. В сельских округах действуют филиалы, всего с воспитанниками школы занимаются 30 квалифицированных тренеров.
Таким образом, нельзя сказать, что современным детям некуда пойти и нечем заняться. И это при том, что еще поручено увеличить количество внешкольных организаций в шаговой доступности от места проживания детей, число бесплатных школьных кружков, спортивных секций, дворовых клубов.
Что мешает?
Между тем, судя по данным, почти 20% детей у нас ни спортивные секции, ни творческие кружки не посещают. В чем же причина?
Мы провели небольшой опрос среди родителей и школьников областного центра, ОШ №1 г. Тобыл и Константиновской ОСШ.
Стоит сказать, что общая картина подтверждается – основная часть учащихся на примере одного класса посещает дополнительные занятия. Правда, не только кружки и секции – кто-то и учится дополнительно. Причем необязательно по причине неуспеваемости, к примеру, дети ходят в языковую школу, где дополнительно изучают английский и другие иностранные языки.
Вот, к примеру, как обстоят дела в 5 классе школы №1 г. Тобыл: из 21 учащегося 8 человек занимаются в спортивных секциях – футбол, бокс, плавание, коньки, вольная борьба. 2 ребенка посещают танцевальный кружок. Трое дополнительно занимаются английским языком. «Неохваченными» остаются 8 детей – по их словам, на дополнительные занятия им не хватает времени, нет возможности либо желания. Правда, трое высказали желание пойти в какие-нибудь секции или кружки летом.
А в Константиновской ОСШ из 22 учащихся 6 класса 13 посещают спортивную секцию футбола, 6 – волейбола. Трое же школьников в секциях не занимаются, объясняют это нехваткой свободного времени, т.к. проживают в сельской местности и помогают родителям по хозяйству.
У школьников областного центра в числе причин, по которым они игнорируют кружки и секции – их удаленность от дома, большая загруженность по учебе.
К слову, некоторые родители считают, что посещению дополнительных творческих и спортивных занятий препятствует школьное расписание, когда ребенок учится во вторую смену или же 6 дней в неделю.
Однако последнее обстоятельство может помешать только ученикам школы-гимназии г. Тобыл. Как пояснили нам в отделе образования, во всех школах района, кроме названной, действует «пятидневка». К слову, пятидневная учебная неделя и в школе областного центра, в которой мы опрашивали учеников. Но эта школа является одним из лучших общеобразовательных учреждений Костаная, и тому способствуют, на наш взгляд, дополнительные занятия по учебным предметам, которые проводятся в выходные дни.
Ну а что касается высказанного также родителями предположения, что можно было бы проводить некоторые уроки онлайн, чтобы высвободить школьникам время для посещения кружков и секций, то в отделе образования ответили твердо: сегодня школьная программа, утвержденная министерством образования, предписывает все уроки проводить «вживую».
Попутный вопрос…
Между тем 95% казахстанцев вынуждены тратить деньги на дополнительное обучение детей – эту тему в начале учебного года поднял nur.kz.
Вопрос качественного обучения детей стоит перед каждым родителем. Однако в попытке дать хорошее образование родителям приходится тратить семейный бюджет на дополнительное обучение.
Школьное образование должно покрывать широкий набор знаний, подготавливая ученика к последующему обучению и формированию будущей карьеры. Однако казахстанцы стараются дать дополнительное обучение своим детям, чтобы улучшить их подготовку. Так, согласно опросам родителей учеников, в 2020 году 94% респондентов были вынуждены тратить дополнительные деньги из семейного бюджета на внешкольное обучение детей. А согласно опросу 2021 года, эта доля выросла до 95% среди 620 опрошенных лиц. Об этом сообщает объединение юридических лиц «Ассоциация учреждений частного образования».
Сколько денег тратится на одного ребенка? Расходы одной семьи на дополнительное обучение ребенка зависят от различных факторов. Согласно данным опроса, размеры затрат разделились на несколько групп.
Так, 18,2% родителей тратят в среднем от 10 до 30 тыс. тенге в месяц на одного ребенка школьного возраста. Сумму расходов от 35 до 50 тыс. тенге в месяц имеют 26,6% респондентов. А 50% опрошенных вовсе платят более 55 тыс. тенге на внешкольное обучение одного ребенка.
В то же время 75% родителей отмечают, что платят за дополнительные обучающие курсы уже более 1 года.
Как указывают авторы исследования, по итогам опроса выяснилось, что общее подорожание товаров и услуг повлияло на уровень затрат, направленных на обучение детей.
Основной причиной затрат на внешкольное обучение своих детей 64,6% опрошенных казахстанцев назвали неудовлетворенность качеством школьных знаний. При этом в прошлом году этот показатель был ниже – 63%. В целом уровень полной удовлетворенности школьным образованием за год не изменился и остался на отметке 5,2%.
47% респондентов недовольны, но отмечают, что имеются отдельные школьные предметы, которые преподаются хорошо. А количество полностью неудовлетворенных достигло 21,3%.
Как отмечают в Ассоциации учреждений частного образования, правительству следует задуматься о возмещении расходов казахстанцев за дополнительное внешкольное обучение. «Подобный механизм позволит открыто и честно признать проблему того, что затраты на образование и работа профильного министерства в стране не только малоэффективны, но и порождают новые теневые формы рынка, отвлекая значительную часть денежных ресурсов на решение последствий», – отмечается в сообщении Ассоциации.
Айжан АДЫРБАЕВА
Добавить комментарий