То, что вы хотели знать…
На прошлой неделе в Затобольске была организована встреча с руководителем департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий по Костанайской области Маликом Мадияровым. Тема для общения была животрепещущей – все, что связано с коммунальными платежами, тарифами и проч.
Не секрет, что именно эти темы население муссирует наиболее активно. Однако на встречу из жителей Затобольска никто не пришел…
Хотим отметить – объявление о встрече с обозначением темы было опубликовано в газете «Арна». Сегодня идет подписная кампания, и общаясь с потенциальными подписчиками, мы нередко слышим – зачем нам газета? А вот хотя бы за этим – чтобы быть в курсе всех событий, в том числе подобного плана. Ведь наверняка многие из вас хотели бы прояснить для себя немало моментов, связанных с тарифами на услуги монополистов – а это у нас газовики, энергетики и тепловики.
Хочется отметить – подобные встречи часто проходить не будут. А ведь здесь, что называется, не отходя от кассы, можно было выяснить немало вопросов и решить свои проблемы. Но теперь те, у кого есть в этом необходимость, должны будут тратить время и деньги, чтобы поискать правды непосредственно в инстанциях.
Как вернуть деньги?
А пока побеседовать с главным антимонопольщиком области удалось лишь корреспонденту газеты «Арна». Стоит отметить, что наше областное ведомство довольно активно в исполнении своих функций –в данном случае защите прав потребителей. Ведь именно оно обратило внимание на неправомерность применения поправочного коэффициента при оплате квитанций за газ. К слову, инициаторами этого стали наши, затобольские потребители.
Напомним ситуацию: после введения поправочного коэффициента АО «КазТрансГаз Аймак» жители Костанайской области направили десятки жалоб и обращений в госорганы с просьбой пересмотреть правомерность его начисления. Расследование проводилось как специалистами центрального аппарата, так и Костанайского областного департамента (ДКРЕМЗК). В итоге Комитет признал, что АО «КазТрансГаз Аймак» нарушило ст. 174 Предпринимательского кодекса «Злоупотребление доминирующим или монопольным положением». «Позиция антимонопольного органа такая: для того, чтобы АО «КазТрансГаз Аймак» имел возможность применять такого рода методику, она в установленном законом порядке должна пройти, как положено, процедуру нормативного акта. Потому что эта методика применяется к неопределенному кругу лиц и налагает определенные обязательства. Мы эту позицию отстаиваем. Считаем, что в целом методика была неправильно принята», – говорил тогда руководитель отдела расследования нарушений антимонопольного законодательства на товарных рынках ДКРЕМЗК Бауржан Успанов. По словам специалиста, методику должен был разработать уполномоченный орган. После документ прошел бы согласования, антикоррупционную экспертизу, был зарегистрирован в министерстве юстиции. К тому же, по мнению специалистов комитета, методика должна быть в общем доступе, чтобы каждый потребитель имел возможность открыть ее, посмотреть, почитать, насколько правильно ему рассчитывают поправочный температурный коэффициент. А этого по факту не было сделано. В ответе министерства нацэкономики жителям Костанайской области отмечено, что по итогам расследования было принято решение о привлечении АО «КазТрансГаз Аймак» к административной ответственности и вынесении предписания о прекращении нарушений норм кодекса и устранении их последствий.
После были еще разбирательства, но в итоге газовики обязаны были возместить потребителям неправомерные затраты. Однако сегодня многие сетуют, что этого не сделано. Мы спросили у Малика Мадиярова, почему.
– Как вы знаете, они были неправомочны применять поправочный коэффициент, поскольку это не было отражено в их правилах, в правовой базе. Мы это увидели и дали предписание – устранить и вернуть незаконно начисленные средства. По закону газовики обязаны его исполнить, а мы можем это контролировать. Но большого количества жалоб от населения к нам не поступало. Было порядка 120 жалоб, в том числе из районов, они все рассмотрены и больше претензий мы не получали.
К разговору присоединился директор Затобольской ТЭК Александр Фищук, который также присутствовал на встрече. По его мнению, газовики рассматривают претензии тех, кто к ним приходит, а кто не приходит – так деньги и не возвращают. Для того, чтобы их вернуть, нужно, чтобы потребитель пришел и написал заявление, иначе никто им не будет заниматься.
Малик Мадияров согласился – если остались невыплаченные средства, нужно обращаться, причем лучше сразу в головной офис, то есть в область, написать заявление, и они обязаны по предписанию вернуть вам деньги.
– Если не принимают заявление или не возвращают средства, можно обратиться к нам, мы их накажем за неисполнение предписания, – уточнил он.
При этом проводить проверку, насколько полно КТГА исполняет предписание, местные антимонопольщики не могут, поскольку у нас находится филиал предприятия.
Вообще же Малик Мадияров проблему видит в неправильном решении суда.
– Неполное исполнение предписания КТГА стало возможным из-за того, что в суде определили сумму ущерба. Ее газовики и «раскидали» по всем потребителям – получился мизер. Я считаю, что это было неправильное решение суда – они должны были учесть сумму полученной выгоды, но неправильно поняли и получилась такая маленькая сумма, которую суд в решении и указал. А на самом деле суд не должен был указывать сумму возврата, нужно было провести решение – рассчитать просто по факту, сколько было начислено незаконно. А теперь получается, что они предписание вроде и выполняют – сумму раскидали по всем потребителям, выплатили, а кто-то остался «за бортом».
Будем меньше платить?
Один из главных вопросов на сегодня – снижение тарифов согласно поручению президента страны. Напомним, сразу же после того, как оно было озвучено, генеральная прокуратура РК провела проверку финансовой деятельности некоторых монополистов в сфере газо – и электроснабжения. Выявлены были вопиющие факты неправомерного завышения стоимости услуг. В связи с этим корреспондент поинтересовался у руководителя департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий по Костанайской области – как вообще формируются тарифы и могут ли антимонопольщики как-то контролировать данный процесс?
– Когда формируется тарифная сетка, она исходит прежде всего из затрат и потребления. Расчеты здесь берутся как плановые, так и те, что опираются на факты. Например, если это объемы реализации, то мы всегда берем фактическое потребление – столько-то кубометров в год и по ним прогнозируем плановые показатели.
Да, мы имеем право контролировать формирование тарифов. Все они должны быть подтверждены, так сказать, необходимостью. Если мы увидим траты неправомерные, к примеру, они будут покупать себе джипы или, было время, сауны содержали при предприятиях – это не пройдет. Сейчас должны быть только подтвержденные затраты, например, на страхование – должен иметься договор, или покупка электроэнергии – обязательно должен быть договор с предприятием, которое по своему установленному тарифу реализует электроэнергию и т.д.
– С нового года произойдет повсеместное снижение тарифов. За счет каких ресурсов это будет сделано?
– Поставщики услуг изыскивают разные возможности. Например, вложены средства в модернизацию оборудования, которое позволяет экономить – уже складывается экономия. Кто- то – за счет каких-то госпрограмм. А в целом по республике, когда стратегические монополисты снизят тарифы, то автоматически пойдет снижение по регионам. Есть и те, кто просто не повышает тариф.
Здесь мы сочили уместным обратиться к Александру Фищуку – что ЗТЭК обещает в этом плане? Александр Александрович был откровенен:
– У нас тариф с 1 сентября и так снижен -по воде на 20 %, по канализации на 10. По теплу планировали снизить на 3 %, но поднялись цены на газ. Поэтому вопрос пока в стадии рассмотрения.
И закон обновится
Есть такая проблема – предприятие экономит средства, но использовать для себя их не может.
Здесь проблема целиком и полностью лежит в несовершенстве законодательства, считает Александр Фищук, и Малик Мадияров с ним согласился:
– Да, у нас есть такое понятие как затратный минимум – он такой неповоротливый, не стимулирует к экономии, каким-то возможностям, чтобы экономить средства, потому что их у предприятия просто забирают…
Однако главный антимонопольщик области обнадежил:
– Сейчас будут менять закон о естественных монополиях, причем ожидаются большие изменения. Главное, там все эти механизмы будут прописаны – стимулирование экономии, как поставщик услуг может распорядиться тем, что у него останется, каковы будут методы регулирования этих процессов и т.д.
Напоследок корреспондент уточнил, как и когда простой потребитель может обратиться в антимонопольный департамент со своими проблемами и вопросами.
– Абсолютно любой житель области может прийти к нам, у нас приемный день – четверг, – ответил Малик Мадияров. – Рассматриваем все вопросы в пределах нашей компетенции – все, что касается монополий, хозяйственного регулированиея и вопросов защиты конкуренции и защиты прав потребителей.
Айжан АДЫРБАЕВА
Добавить комментарий