Подумать, взвесить и… решиться
В Костанайском районе на начало текущего года, по данным отдела образования, в приемных семьях воспитываются 188 детей, из них под опекой и попечительством – 138, под патронатом – 46 и в приемных семьях 4 ребенка. За период с 2019 по 2020 год усыновлено 6 детей.
Детские дома – это пережиток тяжелых военных лет и советского прошлого, которые должны быть закрыты и навсегда уйти в историю. Для этого уже сделано немало. В 2017 году был подписан Указ о трансформации детских домов, который направлен на то, чтобы перейти на новую систему воспитания детей, оставшихся без родителей: к приютам и фостерным семьям. С тех пор в стране наметилась положительная тенденция – каждый год почти на тысячу
детей-сирот становится меньше.
Надо сказать, что до Октябрьской революции в Казахстане не было детских домов. Сиротам родителей заменяли их родственники и просто отзывчивые люди. И отрадно, что сейчас многие казахстанцы хотят возродить эту хорошую традицию. Об одном таком положительном примере хотелось бы рассказать нашим читателям.
Супруги Дандыбаевы, жители города Тобыл, планировали взять из детского дома одного ребенка, но неожиданно для себя стали патронатными воспитателями пятерых ребятишек разных возрастов и национальностей. «Это был поначалу сильнейший стресс! – признается глава семейства. – Но сейчас мы счастливы!».
В этом доме явно живет любовь и уважение. Это чувствуется сразу же, как переступаешь порог жилища: детишки с радостными возгласами выбегают к тебе навстречу, крича маме – «Анашым, қонақтар келдi!».
– Сәлеметсіз бе, тате! Кіріңіз! – приглашает пройти в уютный дом ребятня.
Не успела снять верхнюю одежду, как тут же самая маленькая малышка берет меня за руку и приглашает за накрытый дастархан.
– Қазір шай ішеміз. Бауырсақ та пісіріп қойдық! – предложили отведать вкусные бауырсаки и ароматный чай детишки.
В семье Дандыбаевых говорят исключительно на казахском языке, к слову, так заведено было всегда. При этом ребята знают еще и русский. По словам мамы Данагуль Аксуиновны, знать язык той страны, в которой живешь, очень важно. А потому с малых лет воспитывает своих детей в духе патриотизма.
Четыре года назад чета Дандыбаевых и не предполагала, что их семья станет многодетной…
Ердаулет Кенжетаевич – бывший военный, находится на пенсии, но продолжает трудиться на одном из костанайских заводов. Данагуль Аксуиновна – воспитатель с более чем двадцатилетним стажем. У них подрастает дочь, 17-летняя Айгерим, которая сейчас является студенткой, она в будущем планирует стать юристом. Именно дочь подтолкнула родителей на ответственный шаг.
– Я была в семье единственным ребенком. И помню, что с детства просила маму и папу подарить мне братика или сестренку. Поначалу они мои просьбы не принимали всерьез. Родители много трудились, наверное, поэтому никогда не задумывались над пополнением. Но, когда с возрастом я начала все чаще затрагивать эту тему, родители решили, что, наверное, будет лучше, чтоб я росла не одна. Однако все оказалось не просто: заиметь собственного малыша не получалось на протяжении долгого времени, – поделилась с нами Айгерим. – Мы были немного расстроены, но не теряли веры. В один прекрасный день мама предложила взять малютку из детского дома. В итоге через несколько дней мы уже просматривали на сайте фотографии «отказников», – говорит она.
К сожалению, первая попытка, по словам Данагуль Аксуиновной, оказалась неудачной.
– Это было лет семь назад. Тогда мы хотели взять маленькую девочку. На протяжении целого месяца мы тесно общались с малышкой. Нашей радости не было предела, мы уже к ней так прикипели, считали ее членом семьи. Но неожиданно объявились дальние родственники и пришлось отдать девочку. Для нас это был тяжелый момент, но по закону мы ничего не могли сделать. Но мы не опустили руки, пошли на вторую попытку. Так в 2017 году я встретила Каролину, или как мы ее в семье называем – Коркем, мы всех детишек называем по-казахски. Ей тогда был годик. Увидев ее, мы просто не смогли сдержать слез: ребенок был похож на высохшую мумию, одна кожа да кости. Врачи сказали, что у малышки недоедание, она часто голодала. Позже мы узнали, что в детском доме находится ее родная сестренка, двухлетняя Бэлла-Бота. Я, конечно же, без раздумий решила, что заберу обеих, но без совета супруга не могла это сделать. Ему понадобилось несколько дней, чтобы решиться на такой серьезный шаг. Подумав, взвесив, мы решили, что заберем и Коркем и Боту. Помимо всего, у девочек есть еще братья и сестры, но их к себе забрали родственники, а этих крох отдали в детский дом. Родители детишек ведут аморальный образ жизни, – еле сдерживая волнение, рассказывает нам Данагуль Дандыбаева.
Женщина вспоминает, как было сложно выходить девчонок. Сегодня и Коркем, и Бота чувствуют себя отлично. Обе ходят в мини-центр школы-гимназии им. Н. Наушабаева.
– Бота – более творческий ребенок. Она любит рисовать и учить стихотворения. Мечтаю, чтобы она стала журналистом. Уж очень у нее бурная фантазия и выразительная речь. А Коркем, хоть и страдала от недовеса, выросла с твердым мужским характером. Наверное, в будущем будет как папа – военным человеком, – улыбаясь, делится мама.
А в прошлом году в семье появились сразу три ребенка – брат и две сестры. К Дандыбаевым обратились с детского дома с просьбой, не хотят ли они еще взять на патронатное воспитание детей. И тут супруги снова стали все обдумывать.
– Мы сами с мужем выросли в многодетных семьях. Поэтому заранее знали, что и у нас будет большая и дружная семья. Перед тем, как взять в семью брошенных детишек, мы задумали построить большой дом с просторными комнатами, где бы всем хватило места. Три месяца понадобилось нам, чтобы осуществить свою мечту. Поэтому взять еще детей с детдома мы могли себе позволить, – говорит женщина.
Старшей Кристине (Кариме) недавно исполнилось 10 лет. Этот день рождения девочка запомнит надолго: ведь поздравить ее пришло огромное количество новой родни и друзей, которых она успела завести за короткое время. Карима – самая главная мамина помощница. Она отвечает за готовку и уборку. А еще девочка мечтает стать учителем. Станиславу (Сагадату) семь лет. Как признается моя собеседница, Сагадат очень спокойный и открытый ребенок. Любит ремонтировать автомобили, поэтому целыми днями с отцом пропадает в гараже. Сагадат, к слову, планирует стать, как папа, военным. Оба ребенка учатся в школе-гимназии им. Н. Наушабаева. А малышке Анне (Айсаре) всего четыре годика. Она также посещает мини-центр вместе с Коркем и Ботой. Мама мечтает, что в будущем малышка станет врачом.
– У Айсары все время была высокая температура. Приходилось часто бегать с ней по больницам. Родители Каримы, Сагадата и Айсары также увлекаются алкоголем, – делится моя собеседница.
За то время, сколько детишки находятся в семье Дандыбаевых, никто из их родителей и родственников не объявлялся.
– Мне всегда хотелось отдавать тепло детям, и неважно, родные или чужие это дети. Для меня все мои малыши – мои крылья, – делится женщина. – Вы знаете, в будущем мы хотим взять еще мальчика, чтобы был защитником своим сестренкам и помощником брату. Мы морально и материально к этому готовы.
При этом женщина говорит – не все так легко, как кажется на первый взгляд. По ее словам, мало вырастить и поднять на ноги детей, важно воспитать в них хорошего человека. А для этого взрослым надо постараться и вложить в своих чад всю свою любовь и тепло. Тогда и результат не оставит себя долго ждать.
К слову, в 2013 году в республике был создан общественный фонд «Ана үйі», который осуществляет свою деятельность с целью профилактики социального сиротства и уменьшения количества воспитанников детских домов. Один из его проектов – негосударственное агентство по бесплатному усыновлению (НАУ), которое способствует развитию семейных форм устройства детей и культуры усыновления в казахстанском обществе.
Какие же бывают формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан РК? Это опека, патронатное воспитание, приемная, а также гостевая семьи, усыновление (удочерение).
– Согласно законодательству РК с 1 июля 2020 года гражданам, желающим принять ребенка (детей) на воспитание в свою семью (за исключением близких родственников ребенка) необходимо пройти «Школу приемных родителей». Кабинеты консультирования и «Школы приемных родителей» по республике действуют в 17 городах. Имеется единый республиканский call-center 1422 (по Казахстану бесплатно) по вопросам семейного устройства детей. С более подробной информацией можно ознакомиться на официальном
сайте НАУ https://nau-usynovlenie.kz/ или странице в инстаграмм: nau_usynovlenie.kz. Контакты филиала НАУ в Костанайской области – 8(777) 310-98-84. Также в Костанайской области «Школы приемных родителей» действуют на базе Рудненской специальной школы-интерната №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями. Имеется телефон для справок – 8(71431) 4-55-98, Детской деревни семейного типа «Жанұя» – 8(7142) 55-24-30 и Рудненского детского дома – 8(71431) 4-66-54. По вопросам усыновления и приема детей на воспитание в свои семьи под опеку, патронат, приемную семью, гостевую семью граждане Костанайского района могут обратиться в органы опеки по телефону – 2-31-84, 2-10-86 или в ГУ «Отдел образования Костанайского района», расположенный по адресу: г.Тобыл, ул.Школьная, 40 (каб.4), – рассказала нам методист отдела образования Айнагуль Садыкова.
Таких женщин, как Данагуль Аксуиновна, без преувеличения, можно считать мамами-героинями. Своим примером они показывают, что чужих детей не бывает. Они не любят рассказывать о себе, о семье, о детях… Они не считают, что совершили какой-то геройский поступок, взяв в семью «отказников». Тем не менее, мы должны говорить о них, о женщинах – мамах, у которых не бывает выходных, больничных, отпускных… Мамах, которые жертвуют всем, чтобы подарить своим детям счастливое детство…
Добавить комментарий