Адаптация музыкального образования к потребностям детей дошкольного возраста при инклюзивном обучении

Адаптация музыкального образования к потребностям детей дошкольного возраста при инклюзивном обучении

Аннотация: коррекционно-направленное и музыкальное развитие детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является приоритетным направление в образовательном и воспитательном пространстве Республики Казахстан. Современные воспитатели и музыкальные руководители помимо традиционных форм обучения применяют в своей профессиональной деятельности новые технологии по коррекции индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста, находящихся на инклюзивном обучении с применением музыкальной деятельности.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, дети с особыми образовательными потребностями, дошкольное образование, дети дошкольного возраста, музыкальное образование, музыкальный руководитель.

Введение

Важную роль развития и становления личности человека играет программа воспитания и обучения на этапе дошкольного образования. Так как в этот период у детей формируются основные личностные, социальные и коммуникативные, физиологические, психологические качества и навыки. Особое место в дошкольном образовании отводится обучение детей, находящихся на инклюзивном обучении.  Дети с особыми образовательными потребностями требуют к себе особого внимания и применения специальных педагогических технологий со стороны воспитателей и музыкального руководителя. Так как музыкальное образование способно корректировать индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста, находящихся на инклюзивном обучении [1, с. 36].

Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут вести беззаботную, счастливую и полноценную жизнь, как их сверстники. В связи с этим, современная система дошкольного образования в Республики Казахстан модернизируется, изменяется образовательная ситуация, создаются новые формы и способы организации образовательных процессов, учитывающих индивидуальные особенности детей.  Помимо этого создаются особые условия, направленные на оказание помощи и создания ситуаций успеха. Тем самым намечая маршрут развития детей с ОВЗ на последующих этапах жизненного пути. Благодаря коррекционно-направленной музыкальной деятельности, представленной в виде психологически и педагогически ориентированной формой художественной деятельности, проводится коррекция отклонений в развитии детей. Для этого музыкальный руководитель использует средства музыкального искусства.

Категории детей с особыми образовательными потребностями

Взаимодействуя с детьми, находящимся на инклюзивном обучении, нужно быть готовым к возникновению ряда проблем, которые связаны оказанием влияния на развивающуюся личность, а так же внешние и внутренние факторы. Категория детей с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста включает:

– нарушение зрения (слепой, ослепший, человек, имеющий сниженное зрение);

– нарушение слуха (глухой, оглохший, сниженный слух);

– нарушение интеллекта (умственная отсталость, задержка психического развития);

– речевые нарушения;

– нарушение опорно-двигательного аппарата;

– сложные структурные нарушения (умственная отсталость со слепотой или глухотой, слепоглухонемой человек и так далее);

– эмоционально-волевое нарушение, а так же аутизм [2, с. 10].

У таких детей нет возможности развиваться, получать и перерабатывать информацию по традиционной системе образования. Так как они могут быть: скованными детьми в передвижении, не иметь возможности использовать все сенсорные механизмы для восприятия предложенной информации, не способными учениками проводить предметно-практическую деятельность, ограниченными детьми для игровой деятельности. Все эти факторы не позволяют им овладевать многообразием человеческого опыта, так как он находится вне зоны их досягаемости. Так же оказывают негативное влияние в процессе формирования высших психических функций [3].

 

Средства музыкального искусства инклюзивного образования в дошкольных учреждениях

Музыкальная деятельность в дошкольном учреждении, направлена на коррекцию и компенсацию недостатков развития детей, находящихся на инклюзивном обучении. В процессе проведения музыкальных занятий с детьми дошкольного возрасте, музыкальный руководитель направляет свои усилия и применяет педагогические средства, развивающие:

– тактильно-вибрационные чувства;

– остаточный слух;

– становление речи ребенка [4, с. 371].

Благодаря музыкальной практике формируются правильные, ритмичные движения, происходит развитие координационных навыков. Происходит вокально-интонационное развитие голоса, формируется ритмико-интонационная структура речи. Сюда же можно отнести эстетическое воспитание и обогащение духовного мира детей. Музыка благотворно воздействует на нравственные, эстетические черты и качества личности дошкольников, с особыми образовательными потребностями, развивает память, воображение, активизирует познавательную активность [5, с. 210].

Большая интенсивность и мощность неречевых звуков, их разнообразные частоты, минимальный словарный запас, обозначающий понятие и содержание, способствуют совершенствованию слуховой функции. Расширяется частота и динамичность диапазона слухового восприятия. Целенаправленное слушание улучшает остроту слуха.

Заключение

Через музыкальное образование дети дошкольного возраста, находящиеся на инклюзивном обучении, показывают эмоциональную отзывчивость, уступчивость интереса к выполнению разнообразных музыкальных упражнений направленных на коррекцию и компенсацию недостатков развития. Стремятся «чисто» исполнять предложенные музыкальные композиции. Особая роль музыкального искусства в образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, отражена не только в решении задач нравственного и эстетического воспитания, а так же в корректировании и компенсировании индивидуальных особенностей развития,  стимулировании слухового восприятия, памяти, крупной и мелкой моторики и речи. Музыка является незаменимым средством при коррекционно-направленной педагогической деятельности в современной системе дошкольного образования Казахстана.

 

Список использованной литературы

 

  1. Мовкебаева З. А. Инклюзивное образование: объективная необходимость и реальные возможности// Педагогика және психология = Педагогика и психология. – 2018. – № 3. – С. 36 – 40.
  2. Рибцун Ю.В. Современные подходы в обучении дошкольников с нарушениями речи в условиях инклюзии// Педагогика және психология = Педагогика и психология. – 2013. – № 1. – С.10 – 14.
  3. Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
  4. Ергалиева М. Развитие музыкальных творческих способностей у дошкольников// Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции “Приоритеты современной науки и образования” в рамках Программы модернизации общественного сознания “Рухани жаңғыру”.– Қостанай: ҚМПИ, 2018. – С. 371 – 373.
  5. Абдулхаликова И. В. Инклюзивное образование как форма образовательной парадигмы: проблемы, поиски, решения // Современные тенденции развития непрерывного образования: опыт, проблемы и перспективы: материалы обл. Алтынсаринских пед. чтений, 2 февр. 2018. – Костанай, 2018. – Ч. 2. – С. 210 – 215.

 Алия ТУЛЕНОВА,
музыкальный руководитель ясли -сада “Балбобек” 
отдела образования Костанайского района 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!