Должны ли пациенты распечатывать анализы и направления?
В другой клинике требуют предоставить направление в бумажной варианте? Не знаете, должны ли погасить задолженность, если служили в армии или учились за границей? Фонд социального медицинского страхования подготовил ответы на часто задаваемые вопросы, чтобы облегчить населению получение медпомощи.
ВОПРОС 1:
Меня направили в городскую больницу от поликлиники к профильному врачу по ОСМС. До этого сдал все необходимые анализы у себя на участке. Но этот врач во время консультации попросил сначала распечатать все результаты и лишь потом приходить на прием. Говорит, что «не должен делать за меня эту работу», якобы все нужно в бумажном виде прикладывать. Правомерно ли, что мне отказывают в заключении из-за этого? Где мне взять сами анализы, если доступа к медицинской информационной системе у меня нет (специального мобильного приложения нет, пользуюсь кнопочным телефоном)? И где искать услуги распечатки возле больницы?
ОТВЕТ:
Одно из требований к поставщикам медуслуг ОСМС – наличие медицинских информационных систем. Это информационные системы, в которых в электронном формате ведется запись всех полученных медуслуг пациентом. Эти медицинские записи доступны врачам и самому пациенту.
В Вашем случае врач, у которого Вы получали медуслуги по ОСМС, мог увидеть все нужные ему сведения в информационной системе и не было необходимости распечатывать их на бумаге.
В таких спорных ситуациях полезным будет обратиться в Службу поддержки пациента медицинской организации, в которой возникло непонимание.
Добавим, что пациент же имеет право запросить распечатку всех анализов в своей поликлинике, если они ему необходимы для личного пользования или для предоставления в другие клиники (например, при обращении в частном порядке).
ВОПРОС 2:
Отправили на рентген в другую поликлинику, так как в нашей сломался аппарат. Когда записываешься к ним в на прием по телефону, сразу предупреждают, что без бумажного направления не примут. А поликлиника не выдавала распечатанное направление, ссылаясь на то, что его увидят в электронной базе. Как мне быть, если откажут в приеме?
ОТВЕТ:
Здесь аналогичная ситуация, как и в предудыщем вопросе. Пациента отправляют по соисполнению в другую клинику, которая должна видеть направление онлайн, однако интеграция информационных систем может не произойти день в день. Возможно, в таких случаях поликлиника просит продублировать направление на бумажном носителе, чтобы оперативно принять пациента.
ВОПРОС 3:
Мой сын служил в армии в период с конца 2021-го по конец 2022 года. Недавно обратились в поликлинику, там отказали в медицинской помощи и заставляют оплатить задолженность за время службы в армии. Хотя я настаивала, что за него должно было платить взносы государство как за льготника. Как нужно поступить на самом деле?
ОТВЕТ:
Вы правы, период прохождения срочной воинской службы в вооруженных силах РК является льготным в системе ОСМС. Взносы и отчисления служивший производить не должен. Данные о солдатах направляют органы обороны. Если по каким-либо причинам сведения не были своевременно переданы, возникает задолженность.
Как правило статус активируется после уплаты взноса за первый месяц после окончания службы.
В случае отсутствия статуса Вашему сыну необходимо написать заявление об аннулировании задолженности на имя руководства Фонда социального медицинского страхования, приложить скан-версию военного билета, тем самым подтвердив период прохождения службы, и направить по электронному адресу: kanc@fms.kz.
ВОПРОС 4:
Я работаю официально в частной компании. Отчисления и взносы за меня производят. Но недавно увидел, что я не застрахован. При проверке по ИИН через Saqtandyry-bot в Telegram показывает задолженность за часть периода, когда я учился за границей. Почему остальные годы учебы не выходят как долг? Что мне делать, нужно оплатить эти месяцы?
ОТВЕТ:
Если Вы учились за границей в очной форме, то в этот период Вы относились к льготной категории населения и взносы на ОСМС за вас платило государство. Чтобы данные студента, обучающего за рубежом, отобразились в информационной системе Министерства науки и высшего образования РК, необходимо было подать обращение на портале электронного правительство egov.kz в разделе «Регистрация студентов, обучающихся за рубежом» и прикрепить подтверждающий документ (справка с места учебы). Обновление производится в каждом семестре. По всей видимости, в одном из периодов вы не подтвердили, что продолжаете учиться, и за вас государство не оплатило взносы.
Сейчас погашать задолженность за период обучения не нужно. Необходимо направить собственноручно написанное заявление на имя руководства Фонда социального медицинского страхования с просьбой аннулировать задолженность за период учебы по почте: kanc@fms.kz, приложив документ об образовании с переводом на государственный или русский язык.
После проверки задолженность будет аннулирована. Если за остальные периоды произведена оплата взносов и отчислений, ваш статус поменяется на «ЗАСТРАХОВАН».
Напоминаем; если у вас остались вопросы, вы можете задать их в своей поликлинике, обратившись в Службу поддержки пациента.
Каналы подачи обращений в Фонд социального медицинского страхования и проверки статуса застрахованности:
- официальный сайт fms.kz,
- контакт-центр 1406,
- мобильное приложение Qoldau 24/7
- SaqtandyryBot в Telegram.
Также проверить свой статус в системе медицинского страхования и узнать о произведенных платежах можно посредством государственной услуги «Информация о медицинских услугах и о перечисленных суммах в ОСМС» на сайте электронного правительства РК egov.kz в разделе «Здравоохранение».
Добавить комментарий