В зоне доступности
В Костанайском районе проживают 70 366 тысяч человек. Все они рано или поздно, если, конечно, не являются затобольцами, то приезжают в районный центр. Многие посещают поселок для того, чтобы оформить какие-то документы, оплатить квитанции или уточнить что-то. В местах массового скопления можно встретить людей разных возрастов и профессий. А неудобства у них возникают одни и те же.
Без ограничения возможностей
Одним из первых встает вопрос – насколько адаптированы социально-бытовые объекты для посещения их людьми с ограниченными возможностями здоровья. Как рассказали в отделе занятости и социальных программ, из 50 запланированных к адаптации объектов уже в 46 проведена необходимая работа. В планах на этот год – завершить работы по оставшимся. Пандусы имеются в государственных учреждениях, школах, аптеках. Там, где дверь сложно открыть, установлены кнопки вызова, обозначенные желтым кружком. Достаточно человеку с ограниченными возможностями нажать на звонок – ему окажут помощь. К слову, в приеме адаптированного объекта участвует и инвалид-колясочник, который сразу же резюмирует – возможно ли пользоваться построенным пандусом и насколько это удобно. Как отмечает председатель Костанайского районного общества инвалидов Коныспай Садырбеков, условия для людей с ограниченными возможностями здоровья создаются, но все еще есть преграды. К примеру, бывает проблематично попасть в какой-либо магазин. Между тем он отметил, что, к примеру, в ЦОНе человек с ограниченными возможностями здоровья может воспользоваться услугами консультанта на дому.
По данным отдела занятости, объекты, социальная адаптация которых запланирована на этот год – в зданиях ЦОНа, Казпочты, Затобольского акимата и управлении госдоходов по Костанайскому району. Не находите, что как минимум несколько этих объектов – наиболее посещаемые и должны были стоять в числе лидеров по социальной адаптации?
Причем, создавать условия необходимо не только для людей с ограниченными возможностями здоровья. Нужно подумать о людях в возрасте, которым трудно подниматься по ступеням и стоять в очередях. Да и тем, кто пришел с детьми, необходимо место, где можно было бы переодеть свое чадо и покормить, а для более старших детей – предусмотреть место для организации их досуга. Ведь нелегко стоять в очереди, когда ребенок то и дело дергает тебя за руку, спрашивая, когда вы уже пойдете домой, или, что не безопасно – от скуки начинает бегать с другими малышами.
В пятницу, около трех часов дня, мы побывали в здании Казпочты, которая, к слову, в декабре 2017 года открыла операционный зал после ремонта. Было достаточно многолюдно. Одни посетители сидели, другие ждали своей очереди стоя, тут же играла в догонялки ребятня. Я обратилась к маме с малышом, недавно зашедшими в здание. Девушка представилась Любовью Соколовой, рассказала, что приезжает сюда, чтобы получить пенсию, и считает, что для мам с детьми не создано нисчитае, что одно из решений проблемы – пропускать мам с детьми вперед. А Любовь Корочук только месяц назад переехала в Затобольск из села Степановка Мендыгаринского района. И, стоя в очереди, сравнивает условия, в которых приходилось получать пенсию прежде и сейчас. Пенсионерка рассказывает, что прежде приходилось простаивать в большой очереди, занимая ее с утра. Ведь как только в село привозили деньги, стояла единственная задача – все раздать, порой работа шла до 12 часов ночи. В Затобольске же, замечает Любовь Корочук, очередь движется намного быстрее, поскольку с населением работают сотрудники одновременно в нескольких окнах.
Мы обратились за комментарием к начальнику Костанайского районного узла почтовой связи Жанибеку Тальтекову. Он, к слову, был удивлен тем, что здание его ведомства считают не адаптированным для инвалидов-колясочников. Ведь после ремонта здесь появился необходимый пандус. Единственное, осталось сделать указатели.
– В день нас посещает порядка 150-200 человек. Я думаю, после ремонта были созданы наиболее комфортные условия, увеличилась площадь зала, создана электронная очередь, – отметил Жанибек Уразбекович.
Между тем он признал и недостатки – площадь не позволяет, к примеру, сделать уголок для детей, да и туалета для посетителей нет. Зато есть планы установить в зале кулер, чтобы любой желающий мог попить воды.
Выйдя из здания РУПСа, решила заглянуть в Казахтелеком, что расположился по соседству. Надо сказать, очередей здесь нет, а вот уголок для детей присутствует.
Не меньше посетителей бывает и в центре обслуживания населения. Как рассказал руководитель отдела ЦОН Серик Абдигалиев, в день здесь обслуживают порядка 450-600 человек со всего Костанайского района.
– К нам приезжают люди со всего района, и мы постарались создать им максимально комфортные условия. К примеру, мамам предоставляется кабинет, где можно покормить ребенка. Имеются места ожидания для посетителей. Мы постарались решить и еще одну проблему – отсутствие общественного туалета. В ЦОНе к нему открытый доступ и воспользоваться им может любой желающий, – рассказал Серик Шынбергенович.
А вот с тем, что ЦОН социально не адаптирован для инвалидов, Серик Абдигамидов не согласился. Ведь здесь имеется пандус. Единственное, что пока не успели сделать – адаптировать для людей с ограниченными возможностями здоровья туалет.
Вопрос вопросов
Пожалуй, нет такого жителя района, кто, приехав в поселок, не озадачился бы поиском общественного туалета. Такова естественная потребность человека, особенно если учесть, что многим приходится преодолевать не один десяток километров от своего села до районного центра. Уже на протяжении многих лет поднимается вопрос об отсутствии общественного туалета в Затобольске и о его острой необходимости.
Ведь госучреждения, в большинстве своем не разрешают пользоваться туалетом, имеющимся в их здании, указывая, что он предназначен только для сотрудников организации. Как же быть? Люди, что греха таить, решали этот вопрос радикально. Одни тайком пробирались в туалеты учреждений, другие за неимением лучшего облюбовали кусты. И тех и других можно понять – справиться с естественной необходимостью другим способом невозможно. Благо, сейчас можно зайти в ЦОН.
Но теперь вопрос, кажется, сдвинулся с мертвой точки. Как рассказал аким поселка Затобольск Адиль Умуртаев, общественный туалет будет. При выборе участка под его строительство рассматривался вопрос целесообразности, то есть наибольшего скопления населения. Было решено, что таковым является центр обслуживания населения. Участок уже выделен и, по словам акима поселка, поданы документы на изготовление государственного акта. Как только он будет готов, предстоит подать заявку на изготовление проектно-сметной документации.
– О том, что общественный туалет будет, мы говорим уже давно. Хотелось бы узнать о более конкретных датах, – уточнила я.
– Мы пошагово работаем. До 17 апреля уже получим землеустроительную документацию. Планируем, что либо в конце этого года, либо в следующем уже будет завершено строительство. Все зависит от финансирования, – отметил Адиль Маратович.
Планируется, что к туалету подключат все блага цивилизации. Будет предусмотрен беспрепятственный доступ для инвалидов. Пока нет проекта, не- известно, сколько средств будет затрачено на долгожданное строительство и из какого бюджета. Пока открытым остается вопрос и о том, кто будет обслуживать туалет. Ведь мало построить, необходимо следить за его санитарным состоянием. Неясно, станет он бесплатным или населению придется платить за его посещение. Пока эти вопросы, как говорится, зависли в воздухе. Радует одно – дело сдвинулось с мертвой точки.
PS.: Социальная адаптация объектов для инвалидов – дело правильное. Хорошо, если живешь на первом этаже или в собственном доме – тогда есть возможность прогуляться на свежем воздухе. Ведь для многих из-за заболеваний весьма проблематично бывает покинуть жилище. Вот и приходится им «куковать» в четырех стенах. К сожалению, при строительстве многоэтажек этот вопрос не учитывался. А пользоваться стандартными лестницами, к примеру, инвалидам-колясочникам не под силу. Проложить бы своего рода рельсы, чтобы можно было беспрепятственно спускаться и подниматься. Но к сожалению, пока это только фантазии. Ведь даже при строительстве домов в новых микрорайонах и сегодня этот вопрос не учитывается. Возьмите, к примеру, затобольский микрорайон «Нурай». Из имеющихся там многоэтажек пандусом оборудована лишь последняя.
Жанна АЙТПАЕВА
Добавить комментарий