С чего начиналась малая родина?

С чего начиналась малая родина?

В новой школьной программе в этом году появился новый предмет – краеведение. По нему подрастающее поколение будет изучать более подробную историю своей малой родины, и в этом его ценность. Ведь патриотизм зарождается в сердце каждого человека начиная от любви к своему маленькому селу, своей улице в городе, своим памятным местам, родным с детства.

Надо сказать, что школьникам Костанайского района будет что узнать о своих селах. Ведь практически все из них имеют вековую историю. Буквально несколько дней назад свой столетний юбилей отпраздновала Нечаевка. При этом разумно предположить, что село образовалось раньше, чем в 1918 году, поскольку первое упоминание, сохранившееся о нем в архивах, содержит информацию об уже имеющихся более чем сотне дворов. А такое количество поселенцев обжиться за короткий срок вряд ли смогло бы. Поэтому для местных краеведов есть повод получше покопаться в государственных и личных архивах – может, найдется упоминание о более точной дате основания поселка.
Точно знаю, что село Садчиковка имеет давнюю историю. Странно, что информации об этом на просторах всемирной паутины нет. Видимо, не нашлось за все время существования села местных краеведов, которые собрали бы данные, со старожилами побеседовали да сохранили их воспоминания. Так что работы сейчас для краеведов здесь будет много.
О том, что село старинное, знаю не понаслышке. В бытность тележурналистом заезжала сюда, успела пообщаться со стариками. Они рассказывали, что основал его богатый купец Садчиков, по нему и назвали поселение. Была у него на Тоболе, недалеко от Садчиковки, собственная мельница, которая и служила источником его немалых доходов. Не знаю, как сейчас, а тогда, лет 10-15 назад, говорили, что увидеть ее остатки еще можно было. Также показали мне большой пустырь, на котором, по словам старожилов, стояла большая церковь. С приходом советской власти ее разрушили, и почему-то это место так и осталось незастроенным.
А у купца Садчикова в Костанае были свои лавки, магазины. Помнится, еще в 80-е по улице Победы, за нижней оптовкой, был магазин, который местные жители таки и называли – «Садчиковский», причем с ударением на А. Только вот неизвестно, было ли это старинное здание, сохранившееся с дореволюционных времен, или просто на месте, где была лавка купца, действовала новая торговая точка.


Очень интересна история немецких поселков в районе. Как оказалось, основаны многие из них были задолго до трагических событий двадцатого века, когда немецкое население Поволжья подверглось репрессиям. На форуме Geschichte der Wolgadeutschen (История волжских немцев) обнаружились очень интересные данные, которые собрал по крупицам и предоставил на форум костанайский историк, краевед Арман Козыбаев. Из них следует, что самые первые немецкие поселения появились здесь в самом начале 20 века – в 1901 году: «В Тургайскую область мигрировали в подавляющем большинстве выходцы из Южной России. Они расселялись практически в пределах одного уезда – Кустанайского. Здесь первое немецкое селение возникло в 1901 году – Озерное, в 1902 – Надеждинка и Воскресеновка, в 1904 году – Нелюбинский, Семеновский и Викентьевский поселки».
Как следует из архивных источников, позже появилась Надежденская волость – территориальное объединение сродни современному району, которая включала в себя немецкие поселки Воскресенский, Надежденский, Суриковский, Храмский, Шишковский.
Также интересен тот факт, что Озерное было католическим селением, а Надеждинка, Воскресеновка и возникшие рядом с ними поселки – лютеранскими.
А вот о селе Александровка известно гораздо больше, чем о той же Садчиковке. Да и памятники истории здесь сохранились – дома, в которых и по сей день живут люди, здание кожевенной лавки купца Тукачева, конюшня, мельница купца Архипова. Кроме того, на местном кладбище имеются раритеты, причем некоторые, уверены местные жители, имеют мистические свойства.


Ономастика практически всех старинных сел проста – по фамилии или имени первооснователя. Так, поселок Давыденовский Александровской волости Кустанайского уезда основан был в 1886 году астраханским переселенцем Давыденковым. Давыденков прибыл в Кустанай в 1881 году, а затем, начиная с того же 1886 года, начали переселяться и другие кустанайские мещане, частью крестьяне – выходцы из Воронежской губернии.
На место поселка Жуковского водворился первый солдат Жуков, родом из Самарской губернии, от имени которого и поселок получил свое наименование. По словам историка Мацуревича, название это дано было бывшим губернатором Проценко. Массовое заселение закончилось в 1888 году, к концу которого было налицо 223 семьи.
Ну и, конечно, районный центр, поселок Затобольск. Он был основан в 1881 году, так что уже давно перевалил за вековой юбилей. Все знают, что основан он был самовольно, за что поселившихся здесь людей звали самодурами, а село – Самодуровкой. Самой старой улицей современного Затобольска считается Озерная, поскольку именно здесь появились первые саманные дома. А до этого поселенцы жили в землянках, вырытых на берегу Тобола.
А вот о казахских аулах, расположенных на территории нынешнего Костанайского района, информации найти не удалось. Думается, не потому, что их не было. К примеру, село Рыспай, как удалось обнаружить в одном из источников, официально был узаконен в 1915 году, то есть больше ста лет назад. И практически все время это был этнически казахский поселок, несмотря на войну, репрессии, целину и перестройку.
Тот факт, что казахских аулов в районе после начала 20 века было небольшое количество, объясняется несколькими причинами. Во-первых, кочевой образ жизни – до середины 19 века оседлых казахов было немного, а потому географически аулы не закреплялись. Во-вторых, переселенцы из России, Украины и других мест – нередко они поселялись рядом с казахскими поселениями, а то и на месте их, вследствие чего произошла ассимиляция коренного и пришлого населения. В-третьих, коллективизация и последовавший затем голод – аулы исчезали полностью…Поэтому внедряемый сегодня предмет краеведение, возможно, даст толчок к тому, чтобы этот пробел в истории нашей малой родины был восполнен.
Айжан Адырбаева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!