Путешествие к истокам

Путешествие к истокам

Программа «Рухани жаңғыру» придала новый импульс краеведческой работе и помогла по-новому взглянуть на историю своей страны в целом и региона в частности.

Для того, чтобы прикоснуться к историческим артефактам, воспитанники Заречной школы с государственным языком обучения вместе со своими наставниками отправились в небольшое путешествие по родному краю.


– Не покидая пределов Костанайской области, ребята смогли многое увидеть и переосмыслить. В своем Послании народу Казахстана глава государства говорит о новой инициативе «Познай свою землю», в рамках которой предлагает возродить массовый школьный туризм. И пока кто-то только планирует работу в этом направлении, мы, можно сказать, стали первопроходцами – посетили со школьниками ряд музеев, посвященных истории и традициям нашего народа и те, где сохранены экспонаты, принадлежавшие знаменитым сынам нашего отечества, – рассказала Айкумыс Суйеубаева, заместитель директора по воспитательной работе.
В рамках поездки зареченцы побывали в Жангельдинском районе, который славится несколькими музеями, посвященными жизнедеятельности наших знаменитых земляков. Школьники посетили родину великого казахстанского просветителя Ахмета Байтурсынова. Сейчас село носит название Акколь, а прежде носило название урочище Сартыбек. Именно там в январе 1872 года появился на свет просветитель. По сей день сохранился дом, похожий на тот, в котором родился Байтурсынов. К сожалению, первоначальное строение было разрушено, но местные жители смогли воссоздать его, и постарались сохранить убранство в соответствии с тем периодом. Немало интересных экспонатов сохранилось в литературном музее Ахмета Байтурсынова и Миржакыпа Дулатова, основанном в 1991 году. Там, в восьми экспозиционных залах, сохранены труды и предметы, которыми пользовались вожди партии «Алаш».
Не меньший интерес вызывает мемориально-педагогический музей Ибрая Алтынсарина, открытый в 1864 году как первая школа на казахской земле. Он вновь стал доступен для посетителей в 1988 году после реэкспозиции. Музей хранит историю становления школы, жизнедеятельности первого учителя степи. Почетное место занимают школьный звонок и школьные документы и труды Ибрая Алтынсарина.
Большой популярностью и почетом как среди знати, так и простого населения пользовался Шакшак Жанибек, живший в ХVІІ веке. Бий, защищавший от нашествия завоевателей родные земли и народ, внес значительный вклад в становление государственности казахов. Музей, посвященный его жизнедеятельности и показывающий историю биев и батыров, был открыт в 1993 году.


Важное место в истории нашего региона занимает личность Алиби Жангильдина – общественного деятеля и первого казахского путешественника. Мемориально-исторический музей в его честь был открыт в середине 80-х. Он рассказывает о детстве и школьных годах самого Жангильдина, об этнографии казахского народа, национально-освободительном восстании, истории фронтовых лет и работе в тылу, и сегодняшней жизни Торгайского региона.
Уже возвращаясь домой, преисполненные гордостью за героическое прошлое своего народа, школьники побывали на могиле Кейки батыра. Кейки батыр (Нурмаганбет Кокембайулы) родился в 1871 (по другим данным – в 1873) году в Тургайском уезде, поселении Байтума, ныне Костанайская область. В народе он славился как меткий стрелок и храбрый боец, который мог попасть в цель с любого положения. За это его прозвали «Қол мерген». Он был одним из активных и легендарных личностей в истории Национально-освободительного движения страны 1916 года. Имя батыра долгое время нигде не упоминалось, после восстания 1916 года он выступил против колонизации и советской власти, за что преследовался большевиками и был объявлен бандитом. «Кейки» в переводе с казахского означает «человек-отшельник, одиночка». Он вел обособленный образ жизни, отделялся от общей массы, был охотником. Весной 1923 года был убит красноармейцами. Вместе с ним погибли его младший брат и его супруга. Где похоронены их тела – до сих пор доподлинно неизвестно. По имеющимся данным, отрубленную голову казахского мергена отправили в качестве доказательства его гибели в Оренбург, откуда увезли в Санкт-Петербург, где она была передана в музей Антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеру). Почти сто лет спустя останки батыра были доставлены на родину и захоронены с военными почестями в 2017 году.
Как отмечает Айкумыс Суйеубаева, возможность окунуться в такие важные исторические вехи, увидеть вживую артефакты, принадлежавшие знаменитым сынам казахского народа, позволила школьникам прочувствовать историю становления своего народа, ее яркие и трагические страницы.

Томирис Тулегенова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!