Истоки от родителей

0
14

Многие качества мы наследуем от родителей. И весь накопленный жизненный багаж знаний и опыта передаем уже своим детям. И так продолжается до тех пор, пока перед глазами есть живой пример, на который бы мы хотели равняться.

IMG_1407В небольшом селе Молокановка живет семья Дмитриенко. Династию педагогов, общий трудовой стаж которой насчитывает 117 лет, здесь знают многие. Из поколения в поколение они передают не только семейные традиции, но и любовь к такой нужной и важной профессии учителя.

— Я всегда хотела быть похожей на маму Александру Михайловну, — начала рассказ Валентина Владимировна (1). — Она преподавала русский язык и литературу, работала завучем, а потом и директором Каражарской СШ Тельманского района Карагандинской области. Мама любила книги, детей, свою работу. Она имела множество грамот, ей было присвоено звание «Отличник образования КазССР». По ее стопам пошла и моя старшая сестра Людмила, которая стала учителем немецкого языка. Так что с самого детства тетради, расписание, учебники, — весь этот школьный антураж был для меня настоящим волшебством, — говорит она.
Юную Валю никогда не пугал тот факт, что и маме, и сестре приходилось постоянно пропадать на работе. Наоборот, она воспринимала это как должное и даже не думала, что может быть иначе. Да и в школе ей не раз приходилось примерять на себя роль учителя, ведь к ней часто за помощью обращались ее же одноклассники, чтобы решить какую-нибудь задачку. Девушка с удовольствием помогала.
По окончании школы перед ней не стоял выбор профессии, так как знала, кем хочет стать. И вот уже более двадцати лет Валентина Владимировна работает учителем начальных классов в Молокановской ОШ, а ее педагогический стаж насчитывает в целом сорок лет.

— Никогда не жалели о своем выборе?

IMG_1419— Даже и мысли такой не было. Я просто не представляю себя на другом месте. Ведь для меня учитель — это состояние души, это образ жизни и мыслей, это тот человек, который дарит нашим детям самое главное — знания, — считает женщина. — Рядом со своими маленькими учениками я забываю про свой возраст, радуюсь вместе с ними каждому их успеху — и это прекрасное, ни с чем не сравнимое чувство. Нет ничего лучше, чем создавать яркий мир ребенка, наполнять его новыми красками. Такова главная задача учителя, — говорит Валентина Владимировна.

А вот то, что династия прервалась, и ни ее дети, ни дети сестры учителями не стали, Валентину Владимировну особо не печалит.

— Никто из нас не шел в школу ради каких-то рекордов. В нашей семье учителями становились по призванию. А если призвания нет, то лучше и не надо, — считает она.
Зато по стопам Валентины Владимировны пошли ее ученики, которые работают в одной школе вместе с ней. Это Тамила Олесюк, которая трудится завучем по воспитательной работе, и Олеся Макрушина — молодой учитель начальных классов.

Кстати, помимо любимой работы у Валентины Владимировны есть еще одна слабость — музыка. В свое время она окончила музыкальную школу. Теперь практически каждый ее урок начинается с песни и игры на баяне. Но и это еще не все. Все ее детки давно вышли на летние каникулы. Но есть у них всех общая традиция — вместе с любимым учителем отправляться в походы. Валентина Владимировна отвозит ребятишек на реку Тобол. Это ее излюбленное место, где она любит порыбачить.

IMG_1476Находит время для своего хобби еще один представитель династии педагогов с общим стажем в 86 лет — учитель математики Молокановской ОШ Ерболат Атымтаев (2). Он начал играть в шахматы с раннего детства, а вот стать учителем решил будучи выпускником школы по совету отца, который также пошел по стопам, только уже своего отца.

— У нас три поколения педагогов. Основателем династии стал мой дед — Атымтай Жолдыбаев, он был сельским интеллигентом. Так их раньше называли. Я мало что о нем знаю. Мне известно лишь, что в 1937 году он был репрессирован, с тех пор о его судьбе ничего неизвестно. У него осталось трое детей, которых распределили по детским домам. Так мой отец Кайдар Атымтаевич попал в Костанай, учился в школе-интернате им. И. Алтынсарина. Окончив Костанайский пединститут, работал учителем математики в Затобольской СШ № 1 и № 2, был директором Магнайской начальной школы и Дамдинской СШ. На заслуженный отдых отец вышел из Костанайского районного отдела образования. Вот и я стал учителем математики, и тружусь уже более сорока лет. Два года из них в Молокановской ОШ, — говорит Ерболат Кайдарович.

— Любите цифры?

— Причем с детства. У меня три брата в уме запросто могут решить сложные математические задачи. Да и два моих сына тоже обожают цифры и все, что связано с информатикой, компьютерами и прочей техникой. Думаю, это наследственное. Что касается шахмат, то это вроде увлечения, когда играю, я расслабляюсь. И своих учеников тоже учу играть в них, так как считаю, что это нужно любому ребенку. Великий педагог Сухомлинский сказал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». А вы согласны? Ведь здесь главное что? Концентрация внимания, просчет шагов наперед и логическое мышление. К тому же это занятие воспитывает такие важные черты характера, как твердая воля, стремление к победе, решимость и эмоциональная устойчивость. А что еще нужно детям!?

— Выходит, для вас шахматы — это такой творческий процесс?

— Можно сказать и так. Вообще, специалисты говорят, что после 50 лет и женщины, и мужчины должны играть в шахматы, потому что это действие позволяет нагрузить мозг. Нашему мозгу постоянно нужно работать. Но если человек ходит на одну и ту же работу от 5 и выше лет, то мозг у него спит. Он привыкает к шаблону и по нему действует. Человек начинает терять энергию — и, соответственно, стареет. Поэтому и на работе, и дома у меня всегда лежат шахматы. Не упущу момента сыграть с кем-нибудь пару партий (улыбается).

А вот пенсионерка Валентина Кильдау (3) все свое свободное время посвящает вышивке бисером. Дело по душе она нашла года три назад, когда ей пришлось круглыми сутками лежать в постели после перенесенной операции на ноги. Ходить не могла, а вот руки требовали работы. Тогда знакомые посоветовали найти любимое хобби, которое требовало бы минимум нагрузки. Так Валентина Васильевна взялась за бисер, нитки и иголки. В основном рукодельница вышивает божественные лики. На одну работу уходит от двух недель до месяца.

— Порой бывает сложно мне, доченька. Я ведь несколько лет назад перенесла операцию на левый глаз, теперь он едва видит. Да еще ноги иногда подводят, сама ведь езжу на центральный рынок за нужными мне инструментами для работы. Я ведь не сразу начала иконы вышивать, а вот когда взялась за это, то пошла на поправку. Но перед этим сходила в церковь и спросила разрешения у батюшки. Он дал добро. Соседи удивляются — вроде плохо видела да мало ходила, а сейчас любому молодому дам фору (смеется). Или чудо, или сила внушения, или боженька здоровье дарует. Уж что помогает мне, не знаю. Теперь-то уж, точно, не брошу любимое занятие. Я ведь даже за них деньги не беру, все раздариваю своим родным и знакомым, — говорит мастерица.

Многие ее работы выставляются на школьных выставках. И пенсионерка с удовольствием делится с ребятами секретами изготовления шедевров.

Самая большая мечта моей собеседницы — вышить большую икону. Если здоровье не подведет, она обязательно воплотит эту идею в реальность. А пока Валентине Васильевне некогда скучать. Она снова берется за бисер и приступает к новой работе.

Вот такие талантливые, любящие свое дело и передающие свой опыт молодому поколению люди живут в селе Молокановка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here