На чужой «каравай»

На чужой «каравай»

В Костанайском районе судят двух бухгалтеров затобольских детских садов «Гүлдер» и «Петушок» за присвоение и растрату чужого имущества. Общий ущерб составил около 27 миллионов тенге.

На прошлой неделе в районном суде продолжилось рассматривание дела теперь уже бывшего бухгалтера детского сада «Петушок» Алии Досымбаевой, которая обвиняется в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 189 ч. 4 п. 2 УК РК («Присвоение и растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, лицом, приравненным к лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, сопряженное с использованием им своего служебного положения, в особо крупном размере»).

Как стало известно из обвинения прокурора Багдата Есимова, подсудимая Досымбаева с февраля 2015 года по июль 2017 года перечислила со счета детского сада себе на карточку в общей сложности 21 миллион 776 тысяч 152 тенге. Выявить это удалось после аудиторской проверки. В суде Досымбаева полностью признала свою вину, к тому же возместила до «копейки» весь материальный ущерб. Ее адвокат заявил ходатайство, чтобы судебное следствие шло в сокращенном порядке. Судья Саят Абатов, выслушав мнение сторон, удовлетворил ходатайство адвоката.

По словам подсудимой Досымбаевой, на должность бухгалтера в детский сад «Петушок» она была назначена в 2009 году. Получив электронный ключ для онлайн – банкинга, женщина стала перечислять себе деньги. Надо сказать, что ключ был зарегистрирован на имя директора детского сада, которая доверила его подсудимой. Та, в свою очередь, воспользовавшись тем, что имела свободный доступ к банковским счетам и, зная пароль в «кабинет», задалась умыслом похитить средства путем завышения своей заработной платы и иных выплат. Пойти на такой отчаянный шаг, по словам подсудимой, ей пришлось решиться из-за болезни несовершеннолетней дочери, у которой был выявлен аллергический обструктивный бронхит. Позже Досымбаева, как она утверждает, и сама заболела. Средств катастрофически не хватало. Тогда – то у обвиняемой и закралась мысль присвоить чужие деньги. Как призналась подсудимая, помимо лечения и покупки лекарств, деньги были потрачены на съем жилья и репетиторов для ребенка. Супруг, узнав, чем занимается его жена, ушел от нее. Поэтому Досымбаевой приходилось самой содержать семью. При этом официально они не разведены.

В суде также стало известно, что за все три года никто зарплату подсудимой не сверял: ни отдел образования, который перечисляет средства на содержание детского сада, ни руководство дошкольного учреждения.

Как рассказала директор детского сада «Петушок» Екатерина Федорова, в должности, в которой она находится с 2010 года, о случившемся она узнала после плановой аудиторской проверки.

– Проверка велась за период 2016 года. Выяснилось, что налоговая декларация была занижена, – говорит потерпевшая.

– А какой годовой бюджет детского сада? – поинтересовался судья.

– Около 42 миллионов тенге, куда входят заработная плата сотрудников, налоги, аренда здания, коммунальные услуги. Конечно же, выделяемых средств порой не хватало. Поэтому мы экономили, например, если кто-то уходил без содержания. Экономия никогда не превышала двух миллионов тенге. За счет экономии приобреталось все необходимое в детский сад: на игрушки, посуду и т.д. Траты согласовывались с отделом образования, – ответила Федорова.

Потерпевшая Федорова также добавила, что ежемесячно бухгалтер предоставляла ей расчетную платежную ведомость на всех работников, включая и себя. Все цифры, всё сходилось. Нареканий со стороны руководства детского сада не было. Причем, жалоб не поступало ни со стороны отдела образования, что отчет не был своевременно сдан, ни со стороны сотрудников детского сада, что недодали зарплату, ни со стороны налоговых органов, что не были перечислены какие – либо налоги.

Судебное разбирательство по данному делу продолжается. 20 октября состоятся прения сторон.

Аналогичное преступление бы- ло совершено и в детском саду «Гүлдер». На скамье подсудимых оказалась экс-бухгалтер данного учреждения Светлана Мац, которая также обвиняется в хищении чужого имущества. Вчера, 18 октября, в Костанайском районном суде прошло первое судебное слушание по данному делу. По словам

прокурора Багдата Есимова, подсудимая Мац, имея свободный доступ к онлайн – банкингку и к электронному ключу, который также был доверен ей директором детского сада, с одного из счетов, путем завышения своей заработной платы, похищала деньги. За четыре года, с января 2014 по август 2017 года, подсудимая перечислила себе на счет 5 миллионов 113 тысяч 508 тенге. Подсудимая Мац частично признает свою вину.

Процесс начался с допросов потерпевшей стороны, в данном случае отдела образования Костанайского района и свидетелей.

Как рассказала в суде представитель потерпевшей стороны главный бухгалтер отдела образования Костанайского района Ырыс Жумашева, выявили нарушение при помощи аудита, в состав комиссии, в которую она сама и входила. Как выяснилось, детский сад имеет два счета – один бюджетный, куда поступают средства от отдела образования. В год это порядка 40 миллионов тенге (это зарплата сотрудников, уплата налогов, коммунальных услуг, содержание самого дошкольного учреждения). Есть и второй – внебюджетный счет, куда поступают средства от родителей. Деньги уходят на питание детей. Именно с родительского счета, по обвинению прокуратуры, и были похищены средства, так как за поступаемые деньги отчет как таковой ни перед кем не велся. А значит, бухгалтер распоряжалась ими свободно. Что касается бюджетного счета, то по ним отчеты всегда сдавались без нареканий.

Но как утвержали на суде бывший директор детского сада Бахыт Ахметова и нынешний Карлыга Исмурзина, их воспитанники получали питание в полном объеме, то есть нехватки еды никогда не было. Меню, как они утверждают, всегда согласовывалось и проверялось. Но закупались ли качественные продукты или полные были порции? Однозначно пока сказать невозможно. Ясно одно, что родительский счет никем не контролируется. Поэтому суд будет разбираться в этом деле досканально. Надо сказать, что в месяц на питание в детском саду уходило в среднем 1,5 миллиона тенге. А все ли средства тратились по назначению? Пока неясно.

Примечателен и тот факт, что в 2011 году обвиняемая Светлана Мац уже привлекалась к уголовной ответственности по ст. 176, ч.3 («Присвоение или растрата ввереного чужого имущества»). Тогда женщине дали три года условно. На сегодняшний день судимость погашена. Но о том, что Мац когда-то обвинялась, бывший директор детского сада «Гүлдер» Бахыт Ахметова не была в курсе.

– При трудоустройстве ее на работу я посмотрела автобиографию, где ничего не было сказано о судимости, убедилась в наличии высшего образования и опыте работы. Нареканий никаких не было, поэтому я ее и взяла на работу в качестве бухгалтера, – рассказала на суде Ахметова.

Об этом факте не знала и нынешний директор детского сада Карлыга Исмурзина.

Очередное судебное заседание по данному делу назначено на 30 октября.

Рабига САЛЫКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!