Несколько аргументов в пользу печатных изданий

Несколько аргументов в пользу печатных изданий

В прошлом году, ближе к его концу, некто выложил в Интернет информацию о «разнарядке» по подписке на районные, областные и республиканские издания.

В соцсетях развернулась дискуссия, суть которой в конечном итоге свелась к вопросу – а нужны ли сегодня газеты вообще? Дескать, в век Интернета бумажные издания себя изжили…Однако нашлись и те, кто резонно возражал желающим отказаться от газет: да, информации во всемирной паутине много, так много, что разобраться, где именно та информация, что будет интересна и полезна тебе, зачастую бывает непросто. При этом часто бывает, что Интернет предлагает непроверенную, неуточненную информацию и поэтому вводит читателя, мягко говоря, в заблуждение. А случается это сплошь и рядом потому, что интернет-ресурсы выигрывают на оперативности, а потому иногда действуют по принципу «услышал звон, не зная, где он». Главное – быстро выложить новость, да еще и приукрасить, чтобы сенсационней была, а проверить уже потом…

Излишне и говорить, что журналисты периодических изданий работают более профессионально. Найти так называемый «фейк» в газете просто невозможно. Профессией предписано информацию проверить, уточнить, найти источник. И это правило выдерживается в печатной журналистике неукоснительно.

Кроме того, журналисты региональных изданий, что называется, на виду. Читатели их видят, знают и всегда могут предъявить обоснованные претензии в случае непрофессиональной работы. Так что профессия, как говорится, обязывает.

Еще один довод в пользу газет, особенно региональных: именно «районка» ближе всего к тем, кто живет в глубинке. Областная газета просто физически не может охватить каждое село области, о республиканских и говорить нечего. А журналисты региональной газеты всегда рядом – они расскажут о маленьких, но таких важных победах ваших детей, о простых, но существенных для села проблемах, помогут тем, кто нуждается в помощи…

Поэтому ответ на вопрос – нужны ли печатные издания сегодня, на наш взгляд, очевиден. Другое дело – методы их распространения. Весьма хорошо, грамотно и аргументировано по этому поводу высказался советник ректора КГУ, почетный сотрудник КНБ РК Михаил Дауенов. Чтобы наши читатели были в курсе, мы публикуем этот материал, который ранее выходил в одной из областных газет.

Почему надо читать газеты

Медиа-пространство в условиях рынка, с учетом современных вызовов на планете, надо признать, стало одним из значимых видов конкуренции: информационной и рекламной.
Пик борьбы за него приходится на подписную кампанию, нацеленную исключительно на формирование тиража. И тут начинается конкурентное противостояние, причем в границах того самого тиража, размеры которого становятся основой для рекламных продаж: чем больше читательская аудитория, тем больше потребителей рекламы.

Об этом молчит определенная часть участников подписной «баталии» и включает арсенал материалов под грифом журналистского расследования, которые традиционно сводятся к одному и тому же: подписная кампания ведется некорректно, на свет появляются жалобы, зачастую анонимные, проводятся их проверки.

Следует признать, что прием эффективный, если сбросить со счетов тот факт, что власть оплачивает информационную площадь газеты и может включаться в подписную кампанию (хотя бы объявить о ее начале), чтобы ее функция официального информирования населения была исполнена: люди имеют право знать, что делают для них услугодатели от имени государства (чиновники). И вот эта информационная площадь газеты не есть предмет коммерциализации (зарабатывания денег), а есть площадка для освещения политической, экономической и социальной политики, которая составляет основу и содержание государства, общества. Здесь для пустой болтовни нет места. Оппонентная (противоположная) позиция имеет право быть и здесь есть своя читательская аудитория.

При этом за годы становления и роста страны сформировался достаточно устойчивый уровень восприятия официальной информации. Возникает резонный вопрос, почему власть должна отказываться от своих граждан и не информировать их? Конкуренция конкуренцией, но интересы государства конституционно превыше всего. Почему оппоненты умалчивают о том, что за отстаиванием прав в этой области и за аккумулированием ошибок других стоит подчас свой интерес к продажам рекламного пространства.
Обратимся к очевидным доводам «за», дабы понять, почему критикуемые чиновники проявляют интерес к подписной кампании. Во-первых, в не таком уж далеком прошлом нас признавали в мире самыми читающими, не только книги, но и газеты. И это была государственная политика. И это наша генетическая память. Во-вторых, те, кто знаком с западной прессой, легко признают, что в странах с развитой демократией, которые нам часто ставят в пример, существуют механизмы государственной поддержки прессы.

– Зачем? – риторически спросите вы.

Ответ очевиден, любое государство защищает свою национальную безопасность, а с учетом информационных войн, применяемых в мире, забота о собственной информационной безопасности является очень важным фактором. Государству важно показать, что и как делается, для того, чтобы мы жили в мире и согласии.
В то же время все понимают, что критичность отдельных СМИ – это на практике помощь по устранению недоработок и недостатков и это стимул развития демократии. Но, если государство не будет рассказывать об успехах экономических, политических и социальных реформах, информировать о своей текущей деятельности, то и государство и общество останется в большом проигрыше.

Признаем, что большинство цветных революций произошло при поддержке СМИ. Каких? Кто подпитывал эти медиа-носители? Кто выиграл в результате цветных революций? СМИ – это практически одни и те же слова, но содержание разное. Не правда ли?

А Казахстан научился хорошему опыту и практике передовых стран и всегда выбирает из этого разумное, полезное зерно, для того, чтобы прокладывать свой путь развития в будущее.

Михаил Дауенов,
Советник ректора КГУ, почетный сотрудник КНБ РК
(материал взят из сайта газеты «КН»)

Газету – в каждые руки

Согласен с Михаилом Дауеновым на все 100 процентов. Действительно, газета сегодня – рупор государства и проводимой им политики. И без нее не обойтись.
Интернет издания нацелены лишь на сиюминутный интерес и преследуют цель не информировать полноценно, а лишь поддерживать интерес к определенному ресурсу. Газета выполняет главную цель – она несет идеологию в массы.

Вспомним, когда в нашем районе появилась своя газета: в мае 1941 года! И со дня выхода она ни день не уходила из медиа-пространства, несмотря на непростые времена. Военные годы были тяжелыми для страны, но тем не менее власть находила возможности для выпуска газет даже в сельских районах. И это говорит о важности, более того – необходимости профессиональных официальных печатных изданий.

Поэтому свою газету мы должны читать все и всегда. Сегодня, в век бешеных скоростей и большой загруженности, бывает непросто успеть заскочить в киоск и купить там свое издание. Да и киосков становится все меньше и меньше… Поэтому хорошей альтернативой им становится подписка. Один раз в год оформил и потом не беспокоишься – газета сама приходит в твой дом.

Николай Ковтун,
Член Союза журналистов Казахстана, костанайский поэт и прозаик

Подписка – возможность быть в курсе

Сколько людей – столько мнений. Но мне хотелось бы поддержать мнение уважаемого не только в нашей области человека, имеющего четкую гражданскую позицию, большой опыт – Михаила Юсуповича Дауенова.

Он подчеркивает, что государство имеет право участвовать в подписной кампании хотя бы потому, что заинтересовано в том, чтобы политика, проводимая в стране, идеология были преподнесены правильно, объективно и беспристрастно. А именно так работают печатные издания – независимо от форм собственности, и отсутствием чего грешат многочисленные интернет-ресурсы.

Один из главных аспектов, на который обращается внимание в вышеприведенной статье, на мой взгляд, – информационная безопасность, которая в конечном счете формирует национальную безопасность государства. Действительно. Тотальный контроль за интернет-пространством просто невозможен. А ведь события в Актобе, когда радикально настроенные граждане совершили преступления на религиозной почве, подобные происшествия в Алматы и других регионах были спровоцированы именно интернет-вождями, умело манипулирующими сознанием людей. Но наибольшую опасность бесконтрольные сети представляют для детей. И те, кто это понимает, сам возвращается к чтению, в том числе и периодических изданий, и приучает к этому молодое поколение.

Хочется отметить, что появление электронных средств массовой информации так и не привело к тотальному сокращению тиражей газет и журналов и исчезновению их печатных версий. А подписка – это и наиболее удобный вариант постоянного получения изданий, и их поддержка, и традиция, в конце концов, на мой взгляд, не самая плохая.

Вера Ильминская,
председатель Костанайского районного
совета ветеранов

Share this post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *