Почему в Казахстане лучше быть наемным сотрудником, чем работать на себя?

Почему в Казахстане лучше быть наемным сотрудником, чем работать на себя?

Что лучше – быть наемным сотрудником или работать на самого себя? Этот вопрос задают себе многие люди. Свои плюсы и минусы есть как у первого, так и у второго вариантов. Каждый случай надо рассматривать индивидуально. Если подойти к этому вопросу с позиций экономики и рынка труда Казахстана, то выбор будет не в пользу самозанятых. передает bnews.kz.

Языком цифр

По данным комитета по статистике РК, в  различных сферах экономики Казахстана в 2016 году были заняты 8,6 млн человек или 66,5% от населения в возрасте 15 лет и старше.

Численность наемных работников в прошлом году составила 6,4 млн человек или 74,2% от общего числа занятых в экономике. Среди занятого населения число самостоятельно занятых работников составило 2,2 млн человек или 25,8%. Из общего числа самостоятельно занятого населения доля продуктивно занятых составила 86,4% (в 2015 г. – 77,6%), непродуктивно занятых – 13,6% (в 2015 г. – 22,4%).

Безработица сложилась на уровне 5%, что составляет более 440 тыс. человек. Официально на конец 2016 года в органах занятости министерства труда и социальной защиты населения РК зарегистрированы 37,5 тыс. безработных. Доля зарегистрированных безработных составила 0,4% от рабочей силы (в 2015 г. – 0,4%).

Если рассматривать ситуацию с занятостью населения в Казахстане с момента обретения независимости, то она улучшалась благодаря сельской занятости, которая росла, преимущественно за счет самозанятости.

«За годы нашей независимости, за период с 1991-2015 годы, занятость населения в Казахстане выросла примерно на 1 млн человек. Но при этом, городская занятость осталась на прежнем уровне. Выросла только сельская занятость, примерно на 1 млн человек. Если обратите внимание на наемную занятость, то она находится еще ниже, чем в 1991 году, как в городах, так и в селе. Следовательно, занятость у нас растет только за счет роста количества самозанятого населения. В основном быстрее растет количество самозанятого населения на селе», – считает экс-министр экономики и торговли РК Жаксыбек Кулекеев.  

По его словам, «уровень самозанятости в Казахстане достаточно высокий – 25,4%. Как правило, на юге показатель самозанятости выше по сравнению с республиканским уровнем. В Южном Казахстане и Жамбылской области самые высокие показатели самозанятости – 43 и 44%».

Если сравнивать долю самостоятельно занятых работников в структуре экономически активного населения в РК с показателями развитых стран, то получается, что в Казахстане эта цифра больше в полтора-два раза.

Когда доля самозанятых работников на рынке труда высока, то это вызывает определенную озабоченность. По мнению Ж. Кулекеева это связано с тем, что данная категория граждан не участвует в системе социального страхования  и не имеет пенсионных накоплений. Так, при количестве занятого населения 8,6 млн человек регулярные пенсионные и социальные отчисления осуществляют только около 5,8 млн человек, что усиливает социальную уязвимость отдельных категорий занятых.

Кроме того, большинство из них не имеет постоянных источников дохода. Они, как правило, не рассчитывают на карьерный рост, поэтому не заинтересованы в повышении квалификации. Уровень образования самозанятого населения, во многом, не отвечает современным требованиям рынка, что сдерживает их продуктивную занятость.

По словам экономиста, директора центра прикладных исследований «Талап» Рахима Ошакбаева, самозанятое население Казахстана имеет очень низкие доходы. Порядка 97% продуктивно самостоятельно занятых работников имеют доход меньше средней заработной платы по стране (141 тыс. тенге).

«Эта категория (продуктивно самозанятых), свыше 90%, имеет доходы ниже, чем средняя заработная плата у наемных работников. Подавляющее большинство имеет доходы меньше 60 тыс. тенге», – отметил Р. Ошакбаев.

Согласно информации центра прикладных исследований «Талап», для достижения состояния рынка труда до уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) численность наемных работников в Казахстане должна вырасти с текущих 6,4 млн человек до 8 млн человек к 2030 году. Для этого, к рассматриваемому  периоду времени должно быть создано дополнительно 1,5 млн рабочих мест.

Скрытые риски

Проблемы рынка труда давно известны, долгие годы запускаются все новые и новые инициативы по его развитию. И правительство, и национальная палата предпринимателей сегодня активно и публично продвигают повестку занятости, а также отдельные меры по ее обеспечению.

По словам Р. Ошакбаева, наиболее актуальным документом в этом направлении стала программа продуктивной занятости и массового предпринимательства, которая таргетирует создание не менее 500 тыс. новых предпринимателей и рост доходов самозанятых на 36% в реальном выражении к 2025 году. Программа выделяет целевую группу из 550 тыс. безработных и самозанятых с низкими доходами и предлагает два основных направления инструментов.

Первое, получение квалификации через бесплатное профтехобразование на базе ТиПО, курсы дуального обучения, модульные курсы, обучение массовым профессиям в сервисном секторе. Второе, стимулирование массового предпринимательства через аналогичное обучение и консультационные услуги на селе («Бастау бизнес»), микрокредитование до 16 млн тенге под 6%.

В целом, любые меры, имеющие инклюзивный характер, должны поощряться. В то же время, попытки подойти к задаче критично выводят и на вопросы иного характера. Ситуация на рынке труда в действительности является следствием более обширных процессов.

Во-первых, большинство из действовавших или предлагаемых мер носят краткосрочный характер и направлены на «тушение пожара» – трудоустройства существующих де-факто безработных. Однако, не умаляя их важности, отсутствие значимых улучшений длительное время говорит об их явной недостаточности.

Во-вторых, существует риск некорректной выборки по вовлечению в массовое предпринимательство. Согласно опросам комитета по статистике среди безработных, менее 1% из них искали ресурсы для занятия предпринимательской деятельностью. Безработным, как и непродуктивно самозанятым, нужна работа, а не возможность создать ее для других.

Технические улучшения бесспорно нужны, но глобально реальная безработица является следствием низких темпов экономического роста и опережающего роста производительности труда. Отечественная экономика, с ее текущими размерами, просто не способна абсорбировать излишнюю занятость, а значит, проблема безработицы будет тесно увязана с общей экономической активностью. Неважно, будет ли это экспорт или ориентир на внутренний рынок, но обеспечивать будущий рост способен только частный сектор.

Центр прикладных исследований «Талап» отмечает, что проблема безработицы должна решаться не за счет безработных, а за счет существующих занятых и продуктивно самозанятых. При достижении определенного «потолка» доходов, наемные работники начинают сопоставлять риски занятия предпринимательской деятельностью с дополнительными доходами, а создание новых бизнес-единиц приводит к естественному спросу на дополнительную занятость.

Задачей государства в этом направлении является минимизация всех коррупционных, административных, налоговых и прочих рисков, а также расширение доступа к рынкам сбыта в целях горизонтального обеспечения достаточной доходности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Поделитесь этой новостью!