Причины дефицита бензина АИ-80 в Костанайской области назвали в акимате

Ситуацию на рынке нефтепродуктов в регионе обсудили сегодня на аппаратном совещании в акимате Костанайской области. Руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Мурат Шаимов сообщил о возможном дефиците бензина марки АИ-80. Он рассказал, что в сентябре заявленная потребность региона составляла 1382 тонны, при этом Министерством энергетики было выделено всего 500 тонн. Потребность на октябрь – 1256 тонн, выделено 200 тонн. Операторами данный объем топлива был полностью оплачен, но отгрузка до сих пор не произведена, передает  BNews.kz.

«На ноябрь заявлена потребность — 1571 тонна. Однако, 80-й бензин не выделен ни одному региону, кроме двух крупных операторов «Гелиос» и «КазМунайГаз», которым бензин поступает периодически. По состоянию на 9 ноября бензина марки АИ-80 имеется 325,8 тонн, в среднем этого хватит на 6 дней. Таким образом, ожидается дефицит бензина марки АИ-80, а завезти его из России не представляется возможным. Так как его фиксированная стоимость составляет 89 тенге за литр, при этом его закупочная цена в РФ гораздо выше», — сообщил Мурат Шаимов.

О том, насколько дороже 80-й бензин в соседнем государстве, рассказал директор ТОО «Костанай Нефтепродукт» Сергей Захлюпанный. Он посетовал на то, что государство до сих пор регулирует цену на топливо этой марки.

«Сейчас до сих пор держат 89 тенге на АИ-80, по такой цене реализации быть не может. Хотя потребность в этом продукте достаточно большая, особенно в сельскохозяйственном производстве много техники, которая работает на 80 бензине. Цена приобретения этого продукта, если бы мы с России начали его приобретать, где-то на уровне 130 тенге на литр. Естественно, по 89 тенге продавать не получится», — пояснил Сергей Захлюпанный.

Директор ТОО «Костанай Нефтепродукт» также рассказал о парадоксальной ситуации: им выгоднее закупать российский бензин, нежели отечественный.

«92-й бензин, что с Атырау, что с Павлодара, уже начинают отгружать. Но цены, которые сформировались на заводах с учетом транспортных расходов, оказались выше, чем российские на данный момент. С казахстанских заводов мы можем сегодня получить продукт где-то в районе 160 тг за литр, с ближайших российских заводов, с Орска к примеру, цена 157-158 тг за литр. Естественно, что мы не можем придерживаться минимальных возможных цен, потому что издержки на реализацию составляют примерно 8-9 тенге на литр. В цене приобретения нужно прибавить это и потом еще хотя бы 1 тенге для того, чтобы была прибыль, с которого государство должно получать налоги», — отметил Сергей Захлюпанный.

Если бензина марки АИ-92 в регионе хватит на 76 дней, то для решения проблемы с 80-м бензином необходимо вмешательство центральных органов власти.

«По имеющимся проблемным вопросам мы неоднократно направляли письма в Министерство энергетики и ресурсодержателям. Для удовлетворения потребности считаем целесообразным закрепить на центральном уровне графики производства гарантированных объемов бензина АИ-80 на отечественных НПЗ для нужд регионов», — сообщил руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Мурат Шаимов.

Аким области Архимед Мухамбетов отметил, что для решения ситуации с 80-м бензином необходимо активнее сотрудничать с Министерством энергетики.

«На прошлой неделе в составе правительственной группы у нас был министр энергетики. Я с ним переговорил, во многих позициях поддержка будет. Надо только правильно заявляться, активнее с министерством работать. АИ-80 на 6 дней осталось, должно быть минимум запасов на две недели, этого нужно придерживаться. ПНХЗ подвел, вы знаете, руководство там поменяли, но будем надеяться, что ситуация стабилизируется», — сказал глава региона.

Напомним, что недавно генеральный директор ТОО «КазМунайГаз Онимдери» Куандык Кулмурзин также разъяснил причину дефицита бензина марки АИ-95 на заправочных станциях. По его словам, в связи с плохой ситуацией по АИ-92 заводы вынуждены перейти на выработку только 92 в ущерб 95.

Оставить комментарий